Программы 287

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА  ОПК 2

Программа курса «Основы православной культуры» позволяет при­общать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России:

Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

 Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, граж­данское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целе­устремлённость и настойчивость;

Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Традиционные российские религии - представление о вере, духовно­сти, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога;

Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нрав­ственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Природа - родная земля, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
 

от 9 до 10 лет Очная Бюджет Без ОВЗ

Я-волонтёр

     В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

      Дополнительная общеобразовательная программа «Я - волонтёр» (далее - программа) является общеразвивающей и имеет социально-педагогическую направленность.

      Программа разработана на основе программ: Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» /авт. – сост. Березина А.Н.,

      Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности»/ авт. – сост. Костылева Т.П.

      Дополнительная общеобразовательная программа «Я - волонтёр» разработана в соответствии с нормативной базой документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-Ф3.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09 2014 года №1726-р.

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) Минобрнауки, г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование» 2015 г.).

5. Концепция развития дополнительного образования детей  до 2020 года и иными нормативными – правовыми актами Российской Федерации, локальными актами МБУ ДО Пыталовского районного Дома детского творчества.

 

Актуальность:

        В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном опыте.

      Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

      Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

         Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтѐрское движение может стать одной из таких форм работы.

       В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка и навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Миссия нашего волонтерского объединения – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

      Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу «равный – равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики и «добрых уроках», в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.

         Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.

        Программа «Я - волонтёр» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Педагогическая целесообразность программы:

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для социализации детей, будут формировать коммуникативную культуру, способствовать воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, толерантность, готовность помочь в различных жизненных ситуациях. Данная программа включает специальные занятия, посвященные формированию мира ценностей человека, которые, в свою очередь, содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их элементов. Программа способствует повышению социальной адаптированности, обучает способам успешной социализации.

от 11 до 12 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Доп. общеобр. общераз. программа
Православное краеведение

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой.

Д.С.Лихачев

Направленность – туристско-краеведческая.
Православие играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности и начальных правил воспитания.
Было бы наивно в современных условиях говорить о всеобщем воспитании граждан России в православной вере и полагать, что проповедь Евангелия и религиозное образование устранят зло в нашей стране. Но, думая и стремясь к более совершенному человеческому образу, невозможно обойтись без православной веры. Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современном дополнительном образовании может стать православное краеведение. Ведь нация - это память о славных делах прошлого.

Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.


Актуальность данной программы обусловлена потребностью духовного возрождения детей, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета. Данная программа дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков.

Программа «Православное краеведение» формирует у обучающихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно-историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.


Педагогическая целесообразность. Образование должно быть направлено на развитие ребенка в полном объеме, приоритет предоставляется национальным ценностям местности, в которой ребенок проживает.

Программа «Православное краеведение»:

-расширяет и углубляет знания обучающихся, знакомит с новыми знаниями истории и православной культуры родного края;

-способствует духовному, интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию детей;

-формирует навыки исследовательской деятельности; предполагает использование методов активного обучения;

-формирует у обучающихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию их речевой культуры.

Данная программа позволяет обучающимся использовать материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания.

Выбор тематики для обучающихся обусловлен повышенным интересом данной возрастной группы к прошлому, истории, старинным предметам. Обращение к истории и православной культуре родного края позволяет вводить обучающихся в мир духовной культуры, даёт богатейший материал для воспитания подрастающего поколения.


Особенность данной программы

Данная программа интересна тем, что в нее вкраплены занятия, на которых дети знакомятся не только с историей края, но и с его богатым этно-культурным наследием, изучают народные традиции и обычаи.

Основное отличие Программы от других дополнительных программ состоит в том, что она полностью построена на использовании событийно-содержательной линии Православного церковного календаря, в соответствии с которым можно планировать и строить всю воспитательную, образовательную работу в первую очередь в духовно-нравственном воспитании детей.

Программа создаётся так же и на основе имеющихся исторических материалов, исследований по вопросам православного краеведения; в основу программного материала легли труды местных писателей, поэтов и краеведов.
Сроки реализации

Содержание программы рассчитано на 1 год занятий с обучающимися в возрасте 9-10 лет. Рекомендуемый состав группы –не менее 15 человек.

Программа рассчитана на 108 часов, 3 часа в неделю, с сентября по май включительно.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель данной программы: воспитание нравственной, духовно-богатой личности через приобщение к духовным святыням древней и современной Псковщины ее культуры и истории.
Задачи программы:

Обучающие

1.     Изучение духовной истории Псковского края                 знакомство с  житиями святых, подвижников Псковских;

2.     Формирование у учащихся знания, которые дали бы им первоначальное представление о духовных и культурных традициях родного края;

3.     Изучение круга основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством;

4.     Получение знаний о Православной Церкви и православном храме. Раскрытие содержания и смысла православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение для российской культуры. Приобщение детей к освоению православного искусства.


Развивающие
 

1.     Знакомство с православной культурой прошлого и настоящего Псковского края в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе;

2.     Способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.

3.     Приобщение обучающихся к православной литературе и литературному краеведению;

4.     Привитие интереса обучающихся к составлению своей родословной, изучение своих корней.

5.     Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, творческой работы.

6.     Приобщение детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства.


Воспитательные

1. Воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважению к историческому и духовному прошлому и настоящему малой Родины.

2. Способствовать формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям, святыням родного края.

3. Способствовать воспитанию у обучающихся таких духовных и нравственных качеств, как: умение ценить наследие, оставленное нашими предками, милосердие, сопереживание, доброта и т.д.


Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

-ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина(в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

-ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными  и духовными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

-знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

-участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах святых, защитниках Отечества, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

-получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения праздников);

-беседы, лекции, выездные экскурсии, виртуальные путешествия, паломнические поездки, посещение выставок, исследования, викторины. Время проведения выездных мероприятий в течение учебного года определяется педагогом.


 

от 9 до 10 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ ПФДО

Мой выбор

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность - в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту.

Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается разностороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.

Программа воспитания обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм.

Данная программа разработана на основе программ воспитательной работы «Лестница успеха» (Чиркова Г.В.), «Лестница успеха» (Хуснуллина В.А.). «Я расту и я - личность) (Анисимова Н.В.). с проектом по профилактике правонарушений и преступлений на 2012- 2015 г.г.

Направленность программы заключается в гуманистическом воспитании: Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.

1.      Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.

2.      Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.

3.      Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

4.      Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.

 

от 12 до 16 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Развивайка

В основу данной программы взяты игры, но игры необычные.Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.  В данной программе игры можно назвать спортивным комплексом, но... для ума, для развития творческих способностей ребенка. Ребенок учится самостоятельно и творчески выходить из проблемных ситуаций.

Каждое занятие начинается с обмена новостями,   такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других.

от 5 до 6 лет Очная Бюджет Без ОВЗ