Дополнительное образование расширяет возможности детей и подростков в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться в социальной среде, сделать правильный выбор будущей профессии, развить и реализовать творческий потенциал. В связи с этим возникла идея создания дополнительной образовательной программы юных корреспондентов «ПРЕСС-ЦЕНТР», которая способствует совершенствованию форм речевой деятельности, осознанному выбору профессии, развитию творческой инициативы детей и подростков. Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование готового опыта, не даёт возможность просто транслировать полученный объём знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы, согласно своей жизненной позиции. Словесное творчество, характерное для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость чувств, видение мира. Обучение журналистике определяет не только знания, но и характер ребёнка. Воспитательный потенциал журналистики проявляется в формировании определённых умений, нравственных убеждений, коммуникативного опыта, жизненной активности. Программа юных корреспондентов «ПРЕСС-ЦЕНТР» построена на основе личностноориентированного и деятельностного подходов, способствует развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, их самопознанию, личностному и профессиональному самоопределению. Программа знакомит обучающихся с разновидностями информации, способами её отбора и анализа, включает основные понятия о средствах массовой информации, характеристику деятельности печатных и электронных СМИ. На начальном этапе даются представления о жанрах журналистики, об истории издания газет, журналов, о возможностях и особенностях средств массовой информации. Далее изучаются формы и методы работы над созданием детской газеты. На каждом занятии решается теоретическая задача, выполняется практическое задание. Программа позволяет раскрыть способности и возможности каждого обучающегося, обеспечивает навыками, необходимыми во взрослой жизни. В результате обучения «юный корреспондент» должен уметь анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, доказательно излагать материал, самостоятельно применять полученные знания, пополнять их и систематизировать. Чем раньше будет сформирована способность отбора и систематизации информации, тем успешнее ребёнок будет действовать в любой предметной области, используя своё умение находить, обрабатывать и применять учебный материал. Программа «ПРЕСС-ЦЕНТР» формирует умение писать, наблюдать, фиксировать, систематизировать материал. Сведения об истории журналистики позволяют расширить запас знаний
историко-научными фактами. Таким образом, педагогическая ценность данной программы состоит в том, что даёт обучающимся возможность:
• познакомиться с новой интересной деятельностью, новыми знаниями;
• развивать устную и письменную речь;
• научиться собирать, обрабатывать и распространять информацию;
• расширять свои представления о жизни общества;
• научиться навыкам общения со сверстниками;
• повысить свою самооценку и личностный статус в детском коллективе;
• определить свои жизненные взгляды и ценности;
• в процессе создания газеты, участия в опросах, акциях приобрести своеобразный практический и социальный опыт.
Нижняя граница возраста обусловлена тем, что в настоящее время возрос интерес обучающихся к такой познавательной сфере деятельности, как журналистика, где есть возможность собирать интересный материал, выпускать классную газету, рассказывать сверстникам о том, что их интересует и волнует. Подросткам 12-14 лет образовательная программа юных корреспондентов «ПРЕСС-ЦЕНТР» предлагает интересные формы деятельности, позволяющие участвовать в социальных акциях, проводить интервью, писать репортажи, выпускать тематические газеты. Обучающиеся старших классов, определяющие будущую профессию, находят в образовательной программе индивидуальную траекторию развития своих творческих и интеллектуальных способностей. Этапы реализации программы (обучающий, развивающий, творческий) совпадают с годами обучения. Дети независимо от возраста проходят эти этапы. Занятия по программе могут проводится в смешанной группе с использованием индивидуального и дифференцированного подходов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего за год 144 часа. Программа является адаптированной, так как разработана на основе ряда источников. При разработке дополнительной образовательной программы «ПРЕСС-ЦЕНТР» был проанализирован опыт работы педагогов в данной сфере: программа В.А. Горобченко «Школа юных журналистов имени Н. Островского» Ярославского городского Центра внешкольной работы, дополнительная образовательная программа детского объединения пресс-клуб «Журналистика. Реклама. Социология» В.Ю. Бобровницкой, педагога ГОУ ЯО «Центра детей и юношества», дополнительная образовательная программа «Основы журналистики и организации коммуникаций» Д.А. Сизовой, педагога дополнительного образования Ярославского городского Центра внешкольной работы. Программа корректируется исходя из анализа потребностей обучающйхся и диагностики результативности изучения ими определенных тем. Диагностика освоения программы предусматривает постоянный текущий контроль в форме наблюдений и фиксации коллективной и индивидуальной работы ребенка (публикации в газете, участие в конкурсах и творческие задания). Для диагностики образовательных результатов используются тесты, проверочные задания, кроссворды. Итоговый контроль на каждом этапе
предусматривает выпуск газеты и своеобразный творческий отчет в форме её презентации. Основными формами представления результатов по данной дополнительной образовательной программе является регулярный выпуск газеты «Свежий ветер», а также участие обучающихся в различных районных и областных мероприятиях журналистской направленности.
Срок реализации данной программы.
Программа рассчитана на четыре года обучения. Возрастной диапазон - дети от 9до 17 лет. Младшие группы охватывают детей 9-11 лет, средние - 12-14, старшие - 15-17 лет.
Структура каждого учебного занятия зависит от конкретных образовательных целей и задач, содержания осваиваемого материала, но, как правило, состоит из трех частей:
- теоретическая подготовка,
- непосредственная журналистская деятельность,
- развивающие игры, тренинги.
В практике имеют место различные типы учебных занятий по структуре: традиционные, нетрадиционные, комбинированные. Особо эффективными при проведении занятий являются следующие формы и приемы: интеллектуальная разминка, проблемное обсуждение, дискуссия, деловая игра, пресс-конференция, коммуникативный тренинг, встреча с интересными людьми и др.