Программы 1158

Играем в сказку

     Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок  начинает  доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

     Выдающийся режиссер и актёр К.С. Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», характеризует детскую  игру, говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живёт уже в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство, дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

      В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умения держать себя в обществе.

     Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет играть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

 В дошкольном образовательном учреждении  работая с детьми среднего и старшего возраста развиваем у них  интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Побуждаем детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогаем им  в создании выразительных средств. Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Учим детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру)..

      В старшем дошкольном возрасте игровой опыт детей достаточно богат и характеризуется разнообразием сюжетных творческих игр. В их числе продолжает развиваться и качественно изменяться театрализованная игра, которая выступает важным средством культурного развития дошкольника благодаря таким своим особенностям, как литературная основа и наличие зрителей. Коллективный характер театрализованной игры способствует становлению у дошкольников основ совместной деятельности, освоению способов социально ориентированного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, приводит к осознанию ценности общения и сотрудничества.

            Театрализованная деятельность богата такими эмоциями, которые в жизни ребёнку ещё не доступны. А.В. Запорожец , доказал, что игра, как сказка, учит ребёнка проникаться мыслями, чувствами воображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и поступков.

         Творческий характер театрализованной игры подтверждается тем, что ребёнок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления, передаёт своё отношение к изображённому. Это роднит игру с искусством, но ребёнок - не актёр. Он играет для себя. Когда ребёнок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает события. Театрализованные игры - одно из ярких эмоциональных средств.

           Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Поэтому так важно создать в детских коллективах атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

            В игре – драматизации ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Видами игры - драматизации являются:

·         игра - имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

·         ролевой диалог на основе фрагмента текста;

·         инсценирование отрывка или целого произведения;

·         спектакль по одному или нескольким произведениям;

·         игра – импровизация   с   разыгрыванием   сюжета  или   соединения нескольких сюжетов без предварительной подготовки.

        Отличие игр - драматизации от других видов игр определяется необходимостью уяснить ход событий, образы и поведение героев сказки или рассказа и представить персонажи именно в таком виде, в каком они даны в произведениях со всеми характеризующими их особенностями.

В игре – драматизации необходимы выразительные интонации, типичные для определённого образа, характеризующие его поступки, поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

      Сближение с героями, превращение персонажей из «знакомых незнакомцев» (В.Г. Белинский) в хорошо знакомых детям друзей; предпочтение в ситуации свободного выбора и, наконец, ролевое изображение самих персонажей - вот те способы и приёмы, которые использует педагог в процессе развития и руководства театрализованной деятельностью.

          В играх – драматизациях используются сказки и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Важно, чтобы выбранное художественное произведение заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Яркая, точная, конкретная характеристика героев служит для создания образа.

          Использование детьми разнообразных средств  выразительности речи – важнейшие  условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

        Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

         Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

          Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.  В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

           Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

              Можно утверждать, что театрализованная  деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.  Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

             Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности  распознать  эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М. Теплов.

            Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся  образцами для подражания и отождествления.

             Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные  ситуации опосредованно  от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчёркивается, что педагог обязан:

-  создавать условия для развития творческой активности детей  в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

-  приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройствами театра, театральными жанрами);

-  обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

-   создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

    Для выполнения данных критериев необходимо создание определённых условий, соответствующая  организация работы.

     

            Театрализованная деятельность в  детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.

           Все организационные формы театрализованной деятельности проводятся небольшими подгруппами, что  обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

          Расширение круга общения создаёт полноценную среду развития, помогает каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом  сообщества. Организация театрализованной деятельности способствует самореализация  каждого ребёнка. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

        

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

o   просмотр спектаклей и беседы по ним;

o   игры-драматизации;

o   разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

o   упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

o   упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и  ни сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и  методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

1.      развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2.      созданию атмосферы творчества;

3.      социально-эмоциональному развитию детей.

           Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Практическое действие каждого ребёнка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

    Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

·         художественным образованием и воспитанием детей;

·         формированием эстетического вкуса;

·         нравственным воспитанием;

·         развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

·         воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

·         созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

         Главное, театр раскрывает духовный  и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

    Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1)      снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

2)      раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3)      развитие реальных мотивов;

а)игра и обучение не должны быть из-под палки;

б)внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в)внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд («У тебя получится, я уверена…»).

Данная авторская технология согласована с программой начальной школы «Театр – познание через игру». Она включает следующее:

1.      Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психофизических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти), речи (монолог, диалог), творческих способностей ( умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2.      Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен.

3.      Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знание детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

4.      Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание родительского театра «Театр для всех», «Домашний театр», совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта).

от 4 до 7 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Обучение игре на гитаре

Программа «Обучение игре на гитаре» - это образовательная программа для обучающихся, занимающихся в объединении «Юный гитарист».

Музыка – источник  радости в любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.

            Музыке необходимо учить всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке музыкальная одаренность. Абсолютно немузыкальные люди встречаются так же редко, как и гении. Каждому в той или иной степени свойственна элементарная музыкальность – задача состоит в том, чтобы найти пути и средства ее выявления и развития.

В подростковом возрасте у детей происходит социальное созревание личности, формируется отношение к себе как к члену общества. Ведущей ролью в подростковом период играет социально-значимая деятельность, в которую подросток может включится, обучившись основам, а возможно и виртуозности в игре на гитаре. Подросток без боязни выходит на любую возрастную аудиторию, в концертно-исполнительской деятельности он обретает чувство собственно значимости как исполнителя, умение контактировать с различными людьми, реагировать на изменение ситуации, расширяет свой кругозор, приобретает новые умения и навыки.

            Данная программа направлена на создание условий для музыкально-эстетического развития подростков и их творческой самореализации.

            Подростковый возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека в обществе, его общего духовного становления.

            Все вышеизложенное определило необходимость разработки авторской программы для подростков, обучающихся игре на гитаре.

            Программа рассчитана на три года обучения, в результате которого приобретенные знания позволят обучающимся исполнять на гитаре музыкальные произведения различной          сложности и характера, аккомпанировать пению, разбираться в многообразии музыки, играть в ансамбле

от 7 до 18 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Солнечный мир танца

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе..развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Обоснование актуальности программы.

Программа дополнительного образования детей «Солнечный мир танца» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Она является модифицированной.

Изучив и проанализировав программу по хореографии «Танец» Москва «Просвещение» 1978 год и программы для школ искусств 1988 год, выяснилось, что в них отсутствует «многогранность» современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать авторскую программу «Солнечный мир танца», которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Занятия программы получения знаний и навыков с учётом получения знаний и навыков в непринуждённой обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Внедрение в программу псисореографии интегрированных занятий, индивидуальных, интегрированных занятий с элементами импровизации, является отличительной чертой от других программ. В процессе обучения возникла необходимость дополнить • интегрированные занятия элементами импровизации. Разработанные интегрированные занятия «Фэнтази - Дане» с элементами импровизации позволили обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично» выступить в роли «новатора» в любом виде искусств.

По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с физическими недостатками, низкое зрение, эпилепсия, сколиоз, плоскостопие. Практика доказала, что дети с физическими отклонениями не только прошли 4-х годовое обучение, но и успешно выступали на праздничных концертах.

Все занятия программы и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с учётом специализации программы по хореографии.

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана авторская образовательная программа «Солнечный мир танца» детского творческого объединения. Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
  • содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
  • сохранение и охрана здоровья детей.

Педагогические принципы и идеи.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

  • гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;
  • научности;
  • интеграции;
  • осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
  • соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Концептуальные основы и методики программы, методы и формы работы.

  • научные труды отечественных и зарубежных учёных и представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, P . M . Чумичева, Н.К. Рерих, А. Маслоу);
  • публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного, индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P . M . Чумичева, Л.В. Грабовская);
  • материалы по хореографии (Т.К. Васильева, Л.В. Браиловская). Правовую основу программы составляют:
  • Конституция РФ;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Концепция, программа сохранения и развития дополнительного образования г. Ростова-на-Дону.

Методы и формы работы:

  • эвристический;
  • исследовательский;
  • поощрения;
  • интеграции;
  • игровой;

- беседы. Одним из главных методов программы «Солнечный мир танца», является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

      Занятия по программе оказали положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса.

Обучающиеся танцевального объединения значительно укрепили своё здоровье, что подтверждает показатель посещения занятий.

Все выпускники танцевального объединения готовы помочь в трудной ситуации, на сцене чувствуют себя свободно и уверенно, будь-то танец или монолог. Некоторые выпускники пожелали обучаться 5 и 6 год по данной программе, соответственно они были записаны в группу 4 года обучения, где программа располагает индивидуальными часами, т. е. изучение сольного танца.

Во время обучения многие обучающиеся, открыв в себе новые способности, стали дополнительно посещать кружок рисования, школьный хор и некоторые были приняты в музыкальную школу.

Уже после 3-х лет обучения учащиеся приняли участие в областном смотре, проходившем в городе Пскове.

от 7 до 16 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
от 7 до 15 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Дополнительная общеобразовательная программа  объединения  «Игра на гитаре»
от 8 до 17 лет Очная Бюджетное С ОВЗ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
от 7 до 14 лет Очная Бюджет Без ОВЗ

Студия вокального пения

Важнейшая  задача  музыкального  воспитания  и  образования -  привить  школьникам  интерес  и  любовь  к  музыкальному  искусству,  сформировать  у  них  эстетические  критерии  музыкальной  культуры,  научить  слушать  и  исполнять  музыкальные  произведения  самых  различных  жанров.

            Коллективная  форма  певческого  исполнительства  обладает  огромными  возможностями.  Активное  участие  в  хоровом  пении  способствует  развитию  у  детей  музыкального  слуха,  усвоению  певческих  навыков,  осознанному  восприятию  и  различению  средств  музыкальной  выразительности.  Хоровое  пение  содействует  овладению   культурой  речи, выработке  четкого,  выразительного  произношения,  активному  развитию  эмоциональной  отзывчивости.  Пение  благотворно  сказывается  и  на  физическом  состоянии  поющих:  развивает  дыхательную  систему,  укрепляет  здоровье.

от 7 до 17 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ