Программы 171

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная программа «Туризм и краеведение» (возраст детей 9 – 16 лет)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Туризм и краеведение" по направленности является туристско-краеведческой.

          Актуальность Учитывая современные требования к модернизации исторического образования, концепцию духовно-нравственного образования, и опираясь на социальный заказ, возникает необходимость поиска новых идей для реализации возможностей программ туристско-краеведческой направленности. Сегодня становится все более актуальным восстановление исторических корней, связей с родным краем, своей малой родиной. Преемственность поколений необходимо воспитывать с детства. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают осознавать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, проводится через понимание причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор воспитанниками активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

 Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребёнка посредством дополнительной деятельности по интересам.

           Отличительная особенность: Программа предоставляет возможность детям, достигшим 9-16 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий туризмом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным  занятиям туризмом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском подростковом коллективе.

          Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) :

· личностная ориентация образования;

· профильность;

· практическая направленность;

· мобильность;

· разноуровневость;

· реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности

обучающихся.

от 9 до 16 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Модульная программа дополнительного образования детей для сельской местности «Истоки»

Данная программа направлена на изучение родного края. Два  модуля между собой взаимосвязаны. Образовательные блоки предусматривают усвоение теоретической части, формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической части лежит выполнение творческих заданий, защита проекта. Каждый модуль представляет педагог-специалист данного направления: (педагоги художественной, туристско-краеведческой  направленностей). В данной программе используются также дистанционные образовательные технологии.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации обеспечивается необходимое образовательное формирующее пространство для школьников сельской местности. Программа призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания модуля «Юный краевед» составляет знакомство с основами музейного дела, изучение традиций, истории Глубоковской волости. Занятия проводятся на базе школьного историко-краеведческого музея. Содержания модуля «Фольклорный» направлено на формирование духовно-нравственных качеств личности средствами музыкального фольклора, народной игровой культуры, исследовательской деятельности. Данная программа комплексно соединяет эти модули, реализация которых создает условия для развития детей.

от 7 до 15 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Топонимика и музееведение

Сетевая  дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая

программа  разработана  с  учетом  Федерального  закона  Российской

Федерации  от  29.12.2012  №273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»,  Распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от

04.09.2014  г.  №1726-р  «Об  утверждении  Концепции  развития дополнительного образования  детей»,  Письмом  Министерства образования и науки  Российской  Федерации  от  11.12.2006  №06-1844  «Примерные

требования  к  программам  дополнительного  образования  детей  для

использования  в  практической  работе»,  Приказом  Министерства

просвещения  Российской  Федерации  от  09.11.2018  г.  №  196  «Об

утверждении  Порядка  организации  и  осуществления  образовательной

деятельности  по  дополнительным  общеобразовательным  программам»;

Приказом  Минтруда  России  от  05.05.2018  №298н  «Об  утверждении

профессионального стандарта «Педагог дополнительного  образования детей

и  взрослых»,  СанПиН  2.4.4.3172-14  «Санитарно-эпидемиологические

требования  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы

образовательных  организаций  дополнительного  образования  детей»,

Методическими  рекомендациями  по  проектированию  дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо

Министерством образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №

09-3242). Программа  курса  соответствует  направлению  ФГОС:  «Овладение духовными  ценностями  и  культурой народа   России».  В  основе  освоения курса лежит системно  –  деятельностный   подход, предполагающий развитие готовности  к  саморазвитию,   непрерывному  образованию  и  формирующий активную учебно-познавательную деятельность.  Образовательная программа предлагается для реализации в системе дополнительного образования детей. Гражданское  и  патриотическое  воспитание  является  одним  из приоритетов  образования  на  современном  этапе  развития  общества. Традиционные формы работы  (лекции, уроки, классные часы) не позволяют сформировать  внутреннюю  позицию  у  обучающихся,  поэтому  необходимы новые  методы  и  методики,  предусматривающие  активную  позицию школьников,  опыт  самостоятельной  социально  одобряемой  деятельности.  Одной  из  форм  такой  деятельности  можно  считать  проведение  самими обучающимися  экскурсий,  но  для  организации  краеведческой  экскурсии необходимо сформировать у обучающихся соответствующие компетенции. Методика  и  технология  подготовки  юных  экскурсоводов  представлена   в данной программе.

1.1.1.  Направленность программы

Программа  имеет  туристско-краеведческую  направленность.  В  ней предусмотрены  занятия  по  топонимике  Псковского  края,  краеведению, культуре  речи и психологии общения. Особое внимание уделяется занятиям по  экскурсоведению,  которые  включают  изучение  теоретических  и практических  основ  экскурсоведения,  знакомство  с  профессиональной этикой экскурсовода и методике сбора топонимических материалов. Краеведение во все времена было частицей нашей истории, остерегало людей  от  потери  исторической  памяти,  разрушающей  индивидуальную человеческую личность. Занятия  краеведением  воспитывают  уважение  к нашим  истокам,  к родной земле, к ее преданиям и ландшафтам, к исконным занятиям предков. Это действует не только на ум, но и на душу человека. А.С. Пушкин, говоря о двух чувствах, «дивно близких нам, - любви к отеческим гробам» и «любви к  родному  пепелищу»  –  выделяет  как  главное:  «…  в  них  обретает  сердце пищу». А настоящее краеведение  –  это всегда и любовь к родному краю. И детей  наших  надо  воспитывать  так,  чтобы  они  стали  ревностными хранителями народного духа, живущего и в памятниках истории и культуры, и в самом неповторимом звучании названий наших городов и улиц .Программа  ориентирована  на  развитие  общей  культуры  учащихся, способностей, имеет туристско-краеведческую направленность. Программа  основывается  на  ряде  дидактических  принципов, определяющих  особенности  отбора  и  структурирования  содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса: Принцип  историзма  помогает  учащимся,  через  призму  далекой истории  родного  края,  понять  динамику  сегодняшней  жизни,  свое предназначение.  Он  позволяет  развернуть  перед  учащимися  широкое поступательное  развитие  культуры  края  в  ее  идейных  и  художественных взаимосвязях,  выявить  духовные,  нравственные  и  эстетические   доминанты времени, объединяющие всё многообразие культуры данного исторического периода. Принцип  народности  рассматривается  нами  как  система  взглядов   и представлений,  в  которых  воплощены  мировоззрение  наших  предков,  их отношения с окружающим миром, с другими людьми. Принцип преемственности - осознание необходимости сквозного курса краеведения,  охватывающего  различные  уровни  образования  (дошкольное, начальное,  основное,  общее  среднее)  в  формировании  интегрированного образа своей малой Родины Принцип  взаимосвязи  глобального,  регионального,  локального предполагает  включение  в  содержание  геоэкологических  объектов отражающих  идею  взаимодействия  человека  и  природы  на  глобальном, региональном,  локальном  уровнях  –  географическая  оболочка,  экорегион, современный ландшафт. Принцип  «самости»  (ориентации  на  саморазвитие,  самообучение, самообразование  обучаемого).  Основным  приоритетом  современного образования  является  создание  условий  для  самостоятельной  учебной деятельности,  способствующих  самопознанию,  самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию обучаемых. Краеведческий принцип  предполагает изучение  топонимических  основ на  примере  своего  ближнего  окружения.  Реализация  краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов  самостоятельной  деятельности  учащихся  в  природе,  развивая исследовательскую деятельность.

Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые топонимические объекты и явления .Принцип  экологизации  предусматривает  конструирование  методики формирования  самостоятельной  деятельности  учащихся  при  изучении экологических проблем своей местности. Гуманитарно-культурологический  принцип  предполагает  включение  в содержание  курса  информации  о  проблемах  человека,  направленности занятий  на  раскрытие  социальной,  практической  и  личностной  значимости изученного материала. Связь  обучения  с  жизнью,  обусловленная  позицией  «древнерусская культура  не  музейный  экспонат,  но  живые  корни  современной  русской культуры»,  внимание  к  сегодняшней  жизни  своего  региона,   города, микрорайона, школы; обращение к реалиям повседневной жизни. Личностно-деятельностный  принцип  предусматривает  реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих  заданий,  которые  способствуют  развитию  исследовательской деятельности. Принцип  интегративности  (нерасторжимость  внутренних  связей между видами искусств, обусловленная эстетическим идеалом эпохи). Принцип  вариативности  как  возможность  выбора  материала  для изучения,  возможность  расширения  или,  напротив,  сужения  темы,  а  также опора  на  народную  (традиционную)  культуру  края  и  на  творческую самостоятельную активность обучаемых. Принцип  рефлексии  предполагает  критическую  оценку  учащимися собственных  результатов  исследовательской  деятельности  при  изучении своей местности. Понимание  краеведения  как  системы  общего  и  дополнительного образования. Признание приоритета воспитательных задач краеведения. Рассмотрение краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.  Следовательно, курс должен быть  интегративным,  вбирающим в  себя  географические,  биологические,  экологические,  хозяйственно-экономические,  социально-политические,  правовые,  конфессиональные, этнографические,  лингвистические,  исторические,  культурологические компоненты.  Однако,  опираясь  на  содержание  традиционных  школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов.

1.1.2.  Актуальность программы

В настоящее время, когда государственная программа «Патриотическое воспитание  граждан  РФ»,  выдвигает  на  первый  план  задачи  повышения качества  исторических  знаний  учащихся  и  развитие  их  индивидуальных, творческих способностей и личных качеств, особую значимость приобретает краеведческая  работа  в  школе.  Краеведение  является  одной  из  самых активных и творческих форм приобщения учащихся к истории. Псковский  край  является  одним  из  древних  регионов  нашего государства и одной из основных территорий формирования русской нации. Но,  не  смотря  на  это,  он  до  настоящего  времени  остается  недостаточно изученным  в  этнографическом  отношении,  в  том  числе  и  в  вопросах топонимики. И поэтому, сегодня, когда индустриальная стандартизированная культура  глубоко  проникает  в  нашу  жизнь,  необходимо  использовать  все возможности для изучения и сбора неповторимых черт местного своеобразия Псковского края, исчезающего на наших глазах. актуальность введения курса в систему дополнительного образования учащихся  определяется  тем,  что  его  содержание  отвечает  тенденциям современного  образования  –  гуманизации,  гуманитаризации.  Оно продиктовано и теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным  образованием:  связь  обучения  с  реальной  жизнью, направленность  на  решение  жизненно  важных  проблем,  формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций. Данный  курс  приобретает  особое  значение  в  связи  с  реализацией нового  Федерального  государственного  образовательного  стандарта.  Курс систематизирует,  обогащает  и  развивает  те  знания,  умения  и  способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть в курсе «Краеведение», включенного в базисный план среднего звена обучения. Разработанный  курс  в  контексте  компетентностного подхода  создает деятельностную  основу  для  изучения  топонимического  краеведения  и развития  исследовательской  деятельности  у  школьников.  Активная, осознанная  познавательная  практическая  деятельность  учащихся  в окружающей  среде  является  также  обязательным  условием  выполнения практической части федерального компонента стандарта. Программа  способствует  формированию  способности  и  готовности учащихся  к  использованию  краеведческих  (топонимических)  знаний  и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному  поведению  в  ней;  адаптации  к  условиям  проживания  на определенной  территории;  самостоятельному  оцениванию  уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Актуальность  программы  возрастает и в связи  с  тем, что в школьных образовательных  программах  не  так  много  места  отводится  для  работы  со словарями,  справочниками,  немногие  учащиеся  умеют  самостоятельно ориентироваться  в  потоке  информации,  вычленять  главное.  Отличительной чертой  курса,  на  наш  взгляд,  является  синтез  межпредметных  связей  и предметно-ориентированной  программы,  т.к.  здесь  воедино  сплелись русский язык, литература, история, география. В результате изучения курса обучающиеся  овладевают  навыками  работы  со  справочной  литературой  и словарями  разных  типов,  расширят  кругозор,  сформируют  осознанное отношение  к  культурному  наследию  родного  края,  разовьют  умения совместной  и  индивидуальной  поисковой  и  творческой  деятельности. Особый  акцент  сделан  на  использование  методов обучения  (эвристических, исследовательских)  и  форм  организации  занятий  (практические,  игра, творческая работа). Данная образовательная программа предусматривает оказание помощи обучающимся в подготовке портфолио, которое может быть им полезно при последующем  выборе  профессии,  связанной  с  применением  умений экскурсионной деятельности.  В программе, помимо лекционного материала, имеются практические занятия и домашние задания, связанные с поиском и изучением литературы, а также с самостоятельными исследованиями.

1.1.3.Отличительные особенности программы

Программа имеет базовый уровень. Особенность  данной программы заключается в том, что она позволяет в  условиях  глубоких  изменений  социально-экономической  среды, происходящих  в  российском  обществе,  где  особую  роль  приобретает проблема адаптации детей и подростков к этим изменениям, подготовить их к  дальнейшей  самостоятельной  творческой  жизни.  В  основе  освоения программы  лежит  системно  –  деятельностный   подход,  предполагающий развитие  готовности  к  саморазвитию,   непрерывному  образованию  и формирующий  активную  учебно-познавательную  деятельность  учащихся.  В течение  всего  учебного  года  ребята  получают  необходимые  знания  по истории  и  достопримечательностям  родного  района  и  приобретают  навыки по  созданию  экскурсионного  текста  и  проведению  экскурсий.  Занятия состоят  из  теории  и  практики,  в  программу  также  заложено  проведение обзорных  и  тематических  экскурсий  в  экспозициях  музеев,  различным выставкам  и  по  городу и району.  Это  помогает  учащимся,  через  многочисленные творческие задания, найти способ выразить себя, понять окружающий мир, и найти себя в этом мире. Помимо умения разрабатывать маршруты, создавать тексты  и  интересно  рассказывать,  это  дает  детям  уверенность  в  себе, социальный  опыт,  а  также  фундаментальную  базу  для  дальнейшего творческого развития собственного видения .Образовательная  программа  является  результатом  многолетнего личного  опыта  работы,  включая  опыт,  обобщенный  в  работах  по краеведению, авторских экскурсионных программах. Новизна   программы  состоит   и в   реализации   комплексного   подхода к   освоению   учащимися   знаний   и   умений   профессиональной деятельности,  востребованной  в  регионе. Пыталовский район   является объектом сохранившим   своё   культурное   и   природное наследие, и поэтому   молодым   людям,   желательно иметь представление   о   его  достопримечательностях,   культурных   ценностях,   а также   уметь   предложить   их   родственникам, одноклассникам.   Новизной данной программы также является: Организация  практических  работ,  ориентирующих  на  активное  и самостоятельное познание явлений и процессов, развивающих практические и творческие умения учащихся; Усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе. Содержание  курса  играет  большую  роль  в  формировании  научного мировоззрения, способствует развитию мышления у учащихся, обеспечивает достижение  необходимого  уровня  топонимических  знаний,  понимание высокой значимости жизни, а также ценности знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности. Значительное место в  программе  отведено  экскурсиям,  практической  работе  и  проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося:  развивать  память,  наблюдательность  обучать  приемам самостоятельной  работы,  способствовать  развитию  любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю. Вариативность  изучения.  В  условиях  различной  подготовленности учащихся  программа  рассчитана  на  значительную  вариативность  за  счет различного  объема  и  уровня  сложности,  выполняемых  учащимися практических и творческих заданий. Усиление  практической  направленности  знаний.  Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно  выбрать  свой  жизненный  путь,  осознанно  и  ответственно относиться  к  себе  и  окружающим,  прожить  полноценную  и  счастливую жизнь.  Активное  овладение  знаниями.  В  современном  мире  крайне  важно умение  не  просто  пассивно  усваивать  знания,  но  и  уметь  обрабатывать информацию,  уметь  правильно  воспользоваться  ею.  В  связи  с  этим предусмотрено  использование  проблемных  вопросов,  творческих  и практических заданий. Широкая возможность для укрепления семейных связей:

-  заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но

и их родителей (и лиц их заменяющих);

-  наличие богатых возможностей для большого количества учащихся

изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек

и  дедушек,  других  родственников,     изучение  жизни  края  в  семье  через

беседы,  совместное  чтение  краеведческой  литературы,  книг  местных

писателей, семейные экскурсии, просмотр видеофильмов;

-  общая  работа  детей  и  родителей  в  деле  охраны  и  восстановления

природы, городской среды, памятников истории и культуры;

-  совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все

это объективно работает на укрепление отношений между представителями

разных поколений в семье).

Так как программа рассчитана на деятельность клуба в выходные дни в ней  предусмотрено  большое  количество  занимательных  и  игровых  занятий по темам. Особенностью программы является то, что в основе построения курса лежит принцип «позитивного  эгоцентризма», т.е. отбор наиболее актуальных для  ребёнка  определенного    возраста  знаний,  максимальный  учёт  его психологических  особенностей,  возможностей,  установление демократичного способа взаимодействия между педагогом и детьми.

от 7 до 17 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

В мире Пыталовской сказки

Программа  «В мире Пыталовской сказки» рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Она имеет два направления – литературное и театральное. Занятия включают в себя чтение, слушание и анализ художественного произведения,  а также постановку сказки.

Программа ориентирована на обучающихся начальных классов.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

·     изменение характера чтения;

     возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

·     в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

     Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Для  решения данной проблемы создана данная программа.

Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя школьника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Инсценировка сказки развивает в детях актёрские способности, позволяет им попробовать себя в роли артиста. Они учатся выступать в той или иной роли, которая требует умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать, изображать действие или героя. Такое многообразие задач содействует развитию многогранных способностей детей.

Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

от 8 до 15 лет Очная Бюджетное С ОВЗ

ДООП

Пояснительная записка

Общеобразовательная общеразвивающая сетевая  программа «Школа выживания» является дополнительной общеобразовательной программой, имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для реализации в учреждении дополнительного образования. Программа разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказом Минтруда России от 05.05.2018 №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерством образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242),Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ"), Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме" (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 N МР-81/02вн).

 

В основе лежит авторская программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» А.Г. Маслова, учебно-методическое пособие «Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей», под редакцией Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова. Программа рекомендована Минобразования РФ для использования в системе дополнительного образования детей.

Образовательная программа «Школа выживания» выполняет один из критериев социального заказа, адресованного дополнительному образованию, а именно организует свободное от учебы время школьников, предоставляя им вид досуговой деятельности, отвечающей их потребностям и интересам, не противоречащим  законодательству Российской Федерации.

Данная Программа многопрофильна и предназначена для ребят увлекающихся различными направлениями деятельности, она включает в себя: краеведение, туризм, ориентирование, медицину, действия в условиях чрезвычайных ситуаций  природного, техногенного и криминогенного характера, поисково-спасательные работы и т.д.

Программа не является догматическим документом, она открыта для внесения корректив и дополнений в ходе ее реализации и предусматривается постоянный анализ процесса выполнения ее разделов.

Согласно основной концепции образования, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Именно этот принцип  учитывается при разработке и реализации данной программы – всем детям предоставляется возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

На первых занятиях проводится входная диагностика (в форме анкетирования) для выявления запроса детей, их интересов и цели посещения объединения. В конце учебного года проводится анкетирование (мнение детей о работе в объединении)по результатам учебного года. Кроме того, входная и итоговая диагностика предусматривают заполнение педагогом карт результативности освоения образовательной программы, что позволяет определить уровень, на котором ребенку будет комфортно осваивать образовательную программу.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 14-18 лет. Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения – 15 человек.

К занятиям допускаются все желающие по письменному заявлению родителей с предоставлением медицинской справки.

Срок освоения программы. Программа разработана на один год обучения.

Объем программы. Общая продолжительность программы 144 часа.

Режим занятий.  Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.

В конце года обучения за рамками учебных часов проводится многодневное туристское мероприятие – поход, слёт, соревнования или сборы.

от 15 до 15 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ