Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана с учетом Федерального закона Российской
Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные
требования к программам дополнительного образования детей для
использования в практической работе», Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказом Минтруда России от 05.05.2018 №298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»,
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
Министерством образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242). Программа курса соответствует направлению ФГОС: «Овладение духовными ценностями и культурой народа России». В основе освоения курса лежит системно – деятельностный подход, предполагающий развитие готовности к саморазвитию, непрерывному образованию и формирующий активную учебно-познавательную деятельность. Образовательная программа предлагается для реализации в системе дополнительного образования детей. Гражданское и патриотическое воспитание является одним из приоритетов образования на современном этапе развития общества. Традиционные формы работы (лекции, уроки, классные часы) не позволяют сформировать внутреннюю позицию у обучающихся, поэтому необходимы новые методы и методики, предусматривающие активную позицию школьников, опыт самостоятельной социально одобряемой деятельности. Одной из форм такой деятельности можно считать проведение самими обучающимися экскурсий, но для организации краеведческой экскурсии необходимо сформировать у обучающихся соответствующие компетенции. Методика и технология подготовки юных экскурсоводов представлена в данной программе.
1.1.1. Направленность программы
Программа имеет туристско-краеведческую направленность. В ней предусмотрены занятия по топонимике Псковского края, краеведению, культуре речи и психологии общения. Особое внимание уделяется занятиям по экскурсоведению, которые включают изучение теоретических и практических основ экскурсоведения, знакомство с профессиональной этикой экскурсовода и методике сбора топонимических материалов. Краеведение во все времена было частицей нашей истории, остерегало людей от потери исторической памяти, разрушающей индивидуальную человеческую личность. Занятия краеведением воспитывают уважение к нашим истокам, к родной земле, к ее преданиям и ландшафтам, к исконным занятиям предков. Это действует не только на ум, но и на душу человека. А.С. Пушкин, говоря о двух чувствах, «дивно близких нам, - любви к отеческим гробам» и «любви к родному пепелищу» – выделяет как главное: «… в них обретает сердце пищу». А настоящее краеведение – это всегда и любовь к родному краю. И детей наших надо воспитывать так, чтобы они стали ревностными хранителями народного духа, живущего и в памятниках истории и культуры, и в самом неповторимом звучании названий наших городов и улиц .Программа ориентирована на развитие общей культуры учащихся, способностей, имеет туристско-краеведческую направленность. Программа основывается на ряде дидактических принципов, определяющих особенности отбора и структурирования содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса: Принцип историзма помогает учащимся, через призму далекой истории родного края, понять динамику сегодняшней жизни, свое предназначение. Он позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие культуры края в ее идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, объединяющие всё многообразие культуры данного исторического периода. Принцип народности рассматривается нами как система взглядов и представлений, в которых воплощены мировоззрение наших предков, их отношения с окружающим миром, с другими людьми. Принцип преемственности - осознание необходимости сквозного курса краеведения, охватывающего различные уровни образования (дошкольное, начальное, основное, общее среднее) в формировании интегрированного образа своей малой Родины Принцип взаимосвязи глобального, регионального, локального предполагает включение в содержание геоэкологических объектов отражающих идею взаимодействия человека и природы на глобальном, региональном, локальном уровнях – географическая оболочка, экорегион, современный ландшафт. Принцип «самости» (ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого). Основным приоритетом современного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности, способствующих самопознанию, самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию обучаемых. Краеведческий принцип предполагает изучение топонимических основ на примере своего ближнего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся в природе, развивая исследовательскую деятельность.
Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые топонимические объекты и явления .Принцип экологизации предусматривает конструирование методики формирования самостоятельной деятельности учащихся при изучении экологических проблем своей местности. Гуманитарно-культурологический принцип предполагает включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленности занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изученного материала. Связь обучения с жизнью, обусловленная позицией «древнерусская культура не музейный экспонат, но живые корни современной русской культуры», внимание к сегодняшней жизни своего региона, города, микрорайона, школы; обращение к реалиям повседневной жизни. Личностно-деятельностный принцип предусматривает реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих заданий, которые способствуют развитию исследовательской деятельности. Принцип интегративности (нерасторжимость внутренних связей между видами искусств, обусловленная эстетическим идеалом эпохи). Принцип вариативности как возможность выбора материала для изучения, возможность расширения или, напротив, сужения темы, а также опора на народную (традиционную) культуру края и на творческую самостоятельную активность обучаемых. Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности. Понимание краеведения как системы общего и дополнительного образования. Признание приоритета воспитательных задач краеведения. Рассмотрение краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов.
1.1.2. Актуальность программы
В настоящее время, когда государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», выдвигает на первый план задачи повышения качества исторических знаний учащихся и развитие их индивидуальных, творческих способностей и личных качеств, особую значимость приобретает краеведческая работа в школе. Краеведение является одной из самых активных и творческих форм приобщения учащихся к истории. Псковский край является одним из древних регионов нашего государства и одной из основных территорий формирования русской нации. Но, не смотря на это, он до настоящего времени остается недостаточно изученным в этнографическом отношении, в том числе и в вопросах топонимики. И поэтому, сегодня, когда индустриальная стандартизированная культура глубоко проникает в нашу жизнь, необходимо использовать все возможности для изучения и сбора неповторимых черт местного своеобразия Псковского края, исчезающего на наших глазах. актуальность введения курса в систему дополнительного образования учащихся определяется тем, что его содержание отвечает тенденциям современного образования – гуманизации, гуманитаризации. Оно продиктовано и теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций. Данный курс приобретает особое значение в связи с реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта. Курс систематизирует, обогащает и развивает те знания, умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть в курсе «Краеведение», включенного в базисный план среднего звена обучения. Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения топонимического краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта. Программа способствует формированию способности и готовности учащихся к использованию краеведческих (топонимических) знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Актуальность программы возрастает и в связи с тем, что в школьных образовательных программах не так много места отводится для работы со словарями, справочниками, немногие учащиеся умеют самостоятельно ориентироваться в потоке информации, вычленять главное. Отличительной чертой курса, на наш взгляд, является синтез межпредметных связей и предметно-ориентированной программы, т.к. здесь воедино сплелись русский язык, литература, история, география. В результате изучения курса обучающиеся овладевают навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширят кругозор, сформируют осознанное отношение к культурному наследию родного края, разовьют умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности. Особый акцент сделан на использование методов обучения (эвристических, исследовательских) и форм организации занятий (практические, игра, творческая работа). Данная образовательная программа предусматривает оказание помощи обучающимся в подготовке портфолио, которое может быть им полезно при последующем выборе профессии, связанной с применением умений экскурсионной деятельности. В программе, помимо лекционного материала, имеются практические занятия и домашние задания, связанные с поиском и изучением литературы, а также с самостоятельными исследованиями.
1.1.3.Отличительные особенности программы
Программа имеет базовый уровень. Особенность данной программы заключается в том, что она позволяет в условиях глубоких изменений социально-экономической среды, происходящих в российском обществе, где особую роль приобретает проблема адаптации детей и подростков к этим изменениям, подготовить их к дальнейшей самостоятельной творческой жизни. В основе освоения программы лежит системно – деятельностный подход, предполагающий развитие готовности к саморазвитию, непрерывному образованию и формирующий активную учебно-познавательную деятельность учащихся. В течение всего учебного года ребята получают необходимые знания по истории и достопримечательностям родного района и приобретают навыки по созданию экскурсионного текста и проведению экскурсий. Занятия состоят из теории и практики, в программу также заложено проведение обзорных и тематических экскурсий в экспозициях музеев, различным выставкам и по городу и району. Это помогает учащимся, через многочисленные творческие задания, найти способ выразить себя, понять окружающий мир, и найти себя в этом мире. Помимо умения разрабатывать маршруты, создавать тексты и интересно рассказывать, это дает детям уверенность в себе, социальный опыт, а также фундаментальную базу для дальнейшего творческого развития собственного видения .Образовательная программа является результатом многолетнего личного опыта работы, включая опыт, обобщенный в работах по краеведению, авторских экскурсионных программах. Новизна программы состоит и в реализации комплексного подхода к освоению учащимися знаний и умений профессиональной деятельности, востребованной в регионе. Пыталовский район является объектом сохранившим своё культурное и природное наследие, и поэтому молодым людям, желательно иметь представление о его достопримечательностях, культурных ценностях, а также уметь предложить их родственникам, одноклассникам. Новизной данной программы также является: Организация практических работ, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений и процессов, развивающих практические и творческие умения учащихся; Усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе. Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления у учащихся, обеспечивает достижение необходимого уровня топонимических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю. Вариативность изучения. В условиях различной подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых учащимися практических и творческих заданий. Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь, осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь. Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено использование проблемных вопросов, творческих и практических заданий. Широкая возможность для укрепления семейных связей:
- заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но
и их родителей (и лиц их заменяющих);
- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся
изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек
и дедушек, других родственников, изучение жизни края в семье через
беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных
писателей, семейные экскурсии, просмотр видеофильмов;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления
природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все
это объективно работает на укрепление отношений между представителями
разных поколений в семье).
Так как программа рассчитана на деятельность клуба в выходные дни в ней предусмотрено большое количество занимательных и игровых занятий по темам. Особенностью программы является то, что в основе построения курса лежит принцип «позитивного эгоцентризма», т.е. отбор наиболее актуальных для ребёнка определенного возраста знаний, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей, установление демократичного способа взаимодействия между педагогом и детьми.