Программы 135

Поиск

     Программа Поиск туристско-краеведческой направленности обладает мощным развивающим потенциалом. Новизна программы состоит в том, что она строится на предметно-практической деятельности, которая является в данном возрасте необходимым звеном целостного    процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

     Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооруженных силах. Необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить им, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников.

от 11 до 17 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Юный турист

Предлагаемая в этой программе примерная тематика занятий объединения юных туристов имеет в виду прежде всего ознакомление занимающихся со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественнику. Так как общую физическую подготовку  ученики получают на уроках физической культуры в недостаточном количестве, то данная программа  направлена на компенсацию и двигательной активности у детей. Данная программа является хорошей возможностью для повышения двигательной активности, улучшению физического, психического и эмоционального здоровья учащихся.

Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством педагогов таким обра­зом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-вос­питательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действитель­ностью - окружающей природной и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в со­ответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функци­онального и биологического развития занимающихся.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе типовой программы « Юные туристы-краеведы», авторы: Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г., ЦДЮТиК МО РФ, 2004г. и программы  «Юные инструкторы туризма» - автор Маслов А.Г. Изменения и дополнения в программу внесены  согласно специфике образовательного учреждения и опыта педагога, реализующего данную программу.

Содержание программы рассчитано на один год обучения, 216 часов в год. Педагог имеет возможность с уче­том местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из вре­мени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических ча­сов в помещении и четырех часов на местности.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршру­та» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания.

 «Образо­вательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциа­ции и личностно ориентированной деятельности при педагогической под­держке, соответствующей уровню подготовленности детей.

Каждая тема занятий предполагает, как  организацию активной оздорови­тельно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные иг­ры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельно­сти обучающихся (экскурсии, беседы; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).

«Образовательные маршруты» должны проходить через такие образова­тельные области, как словесность, естествознание, искусство, физическая культура и оздоровительно-познавательный туризм, социальная практика, технология, психологическая культура и др. Они должны способствовать ос­воению занимающимися основ краеведения; приобретению санитарно-гиги­енических навыков, организации туристского быта в полевых условиях; ориентирования на местности в условиях своего микрорайона (школьного двора); формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навы­ков; обучению двигательным навыкам и действиям; общему укреплению здоровья и закаливания организма; развитию физических качеств (быстро­ты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств); овладению техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий во время экскурсий в природу, ту­ристских прогулок, походов выходного дня.

Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интен­сивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для вос­становления ими затраченных сил. Каждое мероприятие - туристская про­гулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьей, своим классом, школой, микрорайоном (населен­ным пунктом), ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них фор­мируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведе­ния в окружающем мире.

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на откры­том воздухе, на школьном дворе или в парке (лесопарке). В осенние, зимние и весенние каникулы предполагается активное участие занимающихся в туристско-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях в рам­ках программы «Каникулы». При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к ис­полнению должностно - ролевых обязанностей, пунктуальность, инициатив­ность, коллективизм.

Программа предусматривает проведение тестирования занимающихся с целью конт­роля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики разви­тия функциональных, физических  способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок для каждого занимающегося.

Программа составлена с учетом физических и психологических возможностей детей, носит преимущественно практический характер,  небольшая часть занятий проводится в форме лекций и бесед.

По окончанию учебного года, дети учувствуют в многодневном походе, применяя приобретенные ими в процессе обучения знания, умения и навыки.

от 7 до 14 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Юные туристы-путешественники

   Самодеятельный пешеходный туризм — трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, раз­личные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Последнее имеет особое значение для развития детей млад­шего школьного возраста. Многие из них начинают испыты­вать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким автори­тетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрос­лых, к которым он обращается за помощью, это может спо­собствовать нежелательному развитию у него привычки во всём полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрос­лого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает конформизм младших школьников, а также ведёт к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоя­тельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, яв­ляется создание благоприятных условий для развития само­стоятельности учащихся.

Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, пе­дагог помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника воз­никнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимся же за спи­ной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности нераз­рывно связано с реализацией им собственных потребностей:

•                     в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей, стимулируемом к тому же быстрыми изменениями в физи­ческом облике и внутреннем мире подростка);

•                     в самореализации (раскрытии своих возможностей и лич­ностных качеств, а также предъявлении их окружающим);

•                     в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет её характер, во многом зависит от той среды, которая окружает школьника, общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включён. Всё вместе это образует некое пространство его личностного само­утверждения. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природ­ное любопытство учащихся и желание всё испытать самим, неуёмную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости, самостоятельности, потребности проявить себя среди других.

На наш взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жиз­недеятельности школьников в естественной, природной, «неци­вилизованной», необустроенной среде, в том числе самодеятель­ные туристские путешествия. Здесь учащимся предоставляются дополнительные ниши, где они могут реализовать свои природ­ные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущают собственную независимость от взрослых. Ослабевает влияние родительских сценариев, и тем самым открываются возможности для свободного и автономного бытия учащихся, их самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интере­сами, удобствами, благополучием ради других.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педа­гогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта осо­бенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Программа внеурочной туристско-краеведческой деятельнос­ти учащихся (общий объём — 408 ч) ориентирована на детей двух возрастных категорий: младших школьников и подростков. В соответствии с этим в программе выделены два модуля.

•                     1-й    модуль — «Начала туризма и краеведения». Рассчитан на 1 год, исходя из 2 ч в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 1—5 классов и нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие младших школьников и воспитание у них самостоя­тельности.

•                     2-й    модуль — «Основы туризма и краеведения». Рассчитан на 1 год, исходя из 2 ч в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 6—9 классов и предполагает овла­дение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и вынос­ливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.

Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из раз­ных классов и параллелей. Занятия могут быть кружковыми или клубными.

от 7 до 16 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Рабочая программа курса дополнительного образования

Обучим детей основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе. Научить воспитанников разбираться в современном стрелковом и спортивном оружии, а также осуществлять его чистку, смазку, подготовку к бою и постановку на хранение; устранять возможные неисправности и задержки при стрельбе; метко стрелять по мишеням из пневматической винтовки на различные расстояния и из различных положений; корректировать стрельбу и вносить поправки; настраивать прицел; обслуживать и ремонтировать пневматическую винтовку; определять расстояние до цели глазомерно и по угловым величинам.

от 12 до 18 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ