Программы 135

Актуальность и практическая значимость программы.

 Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, деревни,

его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

 При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.

 Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества,

героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

от 14 до 16 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе социума к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МОУ «Гимназия г. Невеля»

Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Модель воспитанника МОУ «Гимназия г. Невеля» ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Ввиду все более заметной постепенной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

от 11 до 17 лет Очная По сертификату пф Без ОВЗ

Литературное краеведение Псковской области. Строкина О.А.
от 7 до 9 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческого кружка

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей  школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
    Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

   Программа  «Край, в котором я живу» составлена для работы с учащимися 9-15 лет и направлена на социокультурную адаптацию  школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром,  учащийся развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.  В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

от 9 до 15 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Никто из туристов не пошёл бы второй раз в поход, если бы на личном опыте не убедился, что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности. Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Школьный туризм позволяет педагогу  осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют обучающимся  изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в  соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла  опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

от 10 до 17 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа молодежного краеведческого проекта

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Струго-Красненской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.

Данная программа является образовательной, имеет туристско -краеведческую  направленность.

Срок освоения  и объем программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 4 часа в неделю, в год 144 часа.

Адресат программы

Возраст учащихся от 12-16 лет.  Группа обучающихся – разновозрастная.

Программа  реализуется  на базе МБОУДО «Дом детского творчества».

 Программа  включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

 

от 12 до 16 лет Очная Бюджетное Без ОВЗ