Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы" 2020

О программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» отмечается, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивным мышлением.
Шахматное образование способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитанию у детей навыков волевой регуляции характера, включает в себя повышение уровня общей образованности детей, формирование компетенций. Учащиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Реализация программы кружка «Шахматы» способна придать воспитанию и обучению более активный целенаправленный характер. Правильно организованная система шахматных занятий позволит эффективно выявить и развивать индивидуальные способности ребенка, формировать прогрессивную направленность личности, способствовать интеллектуальному развитию и воспитанию школьника.

Направленность:
Физкультурно-спортивная
Профиль:
Настольные спортивные игры
Детали обучения
Реализуемые уровни образования:
Реализуемые уровни образования: дополнительное образование детей и взрослых
Формы обучения:
Форма обучения: Очная
Язык обучения:
Язык обучения: Русский
Для ОВЗ:
Нет
Даты начала реализации программы:
01.09.2020
Финансирование:
бюджетное
Адрес проведения:
181110 Псковская област, п.Струги Красные, ул. Комсосмольская, д.1-а
Количество участников:
Планируется реализация с использованием сертификата персонифицированного финансирования:
Нет
Подтверждена для персонифицированного финансирования:
Нет
Полный текст программы доступен по ссылке:
http://org504.pskovedu.ru/docs/download/8470E713E642EC286B0E3EC72B221E16

Развитие личных и профессиональных компетенций учащихся посредством овладения искусством игры в шахматы.

  1. Введение в образовательную программу. По итогам введения каждый ребенок должен знать расписание занятий кружка и правила поведения на занятии.

  2. Легенды и сказания о возникновении шахмат. Ребенок должен понимать для чего ему нужно умение играть в шахматы.

  3. Шахматная доска. Ребенок должен знать какие линии есть на доске, уметь назвать адрес поля, по адресу поля определить цвет поля не глядя на доску.

  4. Шахматные фигуры. Итогом данной темы является понимание ценности фигур.

  5. Начальная расстановка фигур. Цель данной темы – научить детей правильно расставлять фигуры на доске до начала игры.

  6. Ходы и взятие фигур. Ребенок должен научиться играть любыми фигурами.

  7. Цель шахматной партии. Освоение понятия «шах» и всех способов защиты от него. Освоение понятия «мат». Отличие его от шаха. Освоение понятия «пат». Отличие его от мата. Понимание того как дается шах и мат любой фигурой. Понимание того что такое рокировка, каковы ее виды, цель рокировки, правила этого хода.

  8. Игра всеми фигурами из начального положения. Умение играть в шахматы.

  9. Мат одинокому королю. Техника матования одинокого короля любыми фигурами и группами фигур. Умение заканчивать партию матом.

  10. Тактические приемы в шахматной партии. Освоение азов шахматной тактики.

  11. Принципы игры в дебюте. Некоторые дебюты. Дети должны научиться грамотно начинать шахматную партию. Освоить один дебют за белых и один дебют за черных. Они должны научиться принципам игры в дебюте, научиться не проигрывать за 10-15 ходов.

  12. Принципы разыгрывания эндшпиля. По итогам данной темы должно быть понимание как играть в пешечном и ладейном эндшпилях, знание типичных позиций пешечного эндшпиля.

  13. Оценка позиции. Реализация материального перевеса. Цель темы – научиться оценивать позицию на доске, исходя из этой оценки, разрабатывать план игры. Освоить технику реализации перевеса.

  14. Итоговое занятие. Аттестация обучающихся. На этом занятии все должны продемонстрировать умение грамотно играть в шахматы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Введение.

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» отмечается, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивным мышлением.
Шахматное образование способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитанию у детей навыков волевой регуляции характера, включает в себя повышение уровня общей образованности детей, формирование компетенций. Учащиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Реализация программы кружка «Шахматы» способна придать воспитанию и обучению более активный целенаправленный характер. Правильно организованная система шахматных занятий позволит эффективно выявить и развивать индивидуальные способности ребенка, формировать прогрессивную направленность личности, способствовать интеллектуальному развитию и воспитанию школьника.

2. Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»);

  • конвенцией о правах ребёнка;

  • уставом МБОУДО «ДДТ».

Реализация программы шахматного кружка строится на основе принципов развивающего обучения.
В основу программы положена программа факультативного курса «Шахматы - школе» (автор: Сухин И.Г. (См.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). - 3-е изд. - В 2 чч. - Ч. 2. - М.: Просвещение, 2002,)).

Программа-адаптированная, разработана на основе программы А.Н. Костьева «Шахматы» (См.: Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. - М., 1986.).

 

3.1. Направленность (профиль) программы: физкультурно-спортивная

3.2.Актуальность программы:

В настоящее время людям приходится сталкиваться с огромным количеством информации и на первый план выходит умение анализировать данные и выстраивать на базе сделанного анализа систему своего поведения.

Занятия шахматами в первую очередь способствуют выработке именно такого алгоритма мышления.

То есть настоящая программа способствует адаптации детей к современной жизни в социуме.

3.3.Отличительные особенности программы:

Прежде всего, это сочетание образовательного и соревновательного принципов. Дети не только получают знания во время занятий, но и имеют возможность применить их на практике – на соревнованиях.

Соревнование – это единоборство, состоящее из нескольких раундов (партий). Ребенок обучается абстрагироваться от результата предыдущей партии и быть готовым к следующему сражению. Не почивать на лаврах и стойко переносить поражения, что является актуальным в настоящем, быстро меняющемся мире.

3.4.Адресат программы:

Данная программа наиболее актуальна для детей, которые способны воспринимать интеллектуальные знания (способность учиться в школе на 4 и 5), имеющими хорошую память, неплохое пространственное воображение и фантазию, интересующимися интеллектуальными играми, стремящимися к победе. Оптимальный возраст от 6-ти до 18-ти лет.

3.5.Объем программы:

Объем программы составляет 144 часа. Кроме этого планируется участие в различного вида соревнованиях. От сеансов одновременной игры, первенства кружка, учреждения до первенства области.

3.6. Формы организации образовательного процесса:

В основе программы лежат групповые занятия. Для лучшего усвоения материала по каждой теме, либо группе тем проводятся практические занятия с учетом индивидуальных способностей.

По итогам соревнований либо во время соревнований производится разбор сыгранных партий как индивидуально, так и в группе.

3.7.Срок освоения программы:

Данная программа рассчитана на один учебный год ( 144 учебных часа).

3.8.Режим занятий.

Занятия планируется проводить 2 раза в неделю по два академических часа (40 мин) с 10-и минутным перерывом после каждого часа занятий.

Для реализации данной программы в Доме детского творчества выделен

отдельный кабинет. Для занятий имеется демонстрационная доска, 19

комплектов шахмат, восемь шахматных часов, три ноутбука с

шахматными программами, проектор с экраном.

1.Для освоения тактических приемов используется компьютерная

программа «тактика для начинающих».

Используется также другая литература (список приведен ниже) и

шахматные программы.

2.Методы, используемые на занятиях:

- игровые;

- репродуктивные;

- частично-поисковые;

- словесно-логические.

3.Основные формы занятий: беседа и игра.

4. Техническое оснащение занятий:

В качестве обязательных учебных принадлежностей используется следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, часы, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.

С целью формирования элементарной ИК'Г-культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК

Подгруппы для реализуемой программы
шахматы
от 6 до 18
бюджетное
18
с 01.09.2020 — по 31.05.2021

Открыт


С 15:00:00 по 16:30:00 каждые понедельник, пятница (01.09.2020 - 31.05.2021)

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка рисования "Радуга"
  2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Юный пешеход"
  3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа танцевального кружка "Звездочка"
  4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Веселая нотка"2020
  5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театрального кружка "Маска"
  6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка рисования "Палитра"
  7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка конструирования "Мастер" 2020
  8. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Детский фитнес" 6-10 лет 2020
  9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа РДШ "Наш выбор"
  10. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театрального кружка "Фантазёры"
  11. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка рисования "Веселые краски"
  12. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа танцевального кружка "Маскарад"
  13. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бисеролпетения" 2020
  14. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Хочу всё знать!"
  15. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка бисероплетения "Бисеринка"
  16. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа молодежного краеведческого проекта "София"
  17. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка рисования "Юный художник"
  18. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка бисероплетения "Волшебный бисер" 2020
  19. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративного рисования "Волшебная палитра"
  20. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Азимут"
  21. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Край, в котором я живу"
  22. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка бисероплетения "Бусинка" 2020
  23. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Чудесная бумага"
  24. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театрального кружка "Сказка"2020
  25. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Детский фитнес" 10-15 лет 2020
  26. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа танцевального кружка "Позитив"
Оставить отзыв

Отзывы о программе


Отзывов пока нет