Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа"Тайна имени"

О программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Новизна данной программы предполагает новое решение проблем общения, новые методики преподавания позволят ученику свободно находить правильный способ обращения к незнакомым людям, легко адаптироваться в незнакомой компании. Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, топонимику дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, изучая специальную литературу. Кроме этого, учащиеся по окончанию изучения курса должны овладеть навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширить кругозор, сформировать осознанное отношение к культурному наследию родного края, развить умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «Тайна имени», являющийся актуальным в настоящее время.

Актуальность дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Тайна имени» обусловлена тем, что в программе по русскому языку для общеобразовательной школы не так много места отводится для работы со словарями, справочниками (учащиеся, в основном, знают орфографический, толковый, орфоэпический, реже фразеологический типы словарей), немногие учащиеся умеют самостоятельно ориентироваться в потоке информации, вычленять нужное. Современные подростки мало читают, редко интересуются историческими аспектами жизни родного края и тем более, семейной историей. Данные занятия сформируют у детей устойчивые разговорные навыки, разовьют языковую интуицию, что позволит им в будущем избежать трудностей при общении.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что 9-10-летний возраст детей является переходным, точнее, связующим звеном между периодом самого младшего школьника и возрастом более сознательным, интеллектуальным. И в связи с тем, что в этом возрасте детям весьма полезными рассказы, вызывающие чувство жалости и доброго отношения к другим людям и животным.

Направленность:
Художественная
Профиль:
Литература
Детали обучения
Формы обучения:
Формы обучения: 
  • очная,
  • очно-заочная
Язык обучения:
Язык обучения - русский язык
Для ОВЗ:
Нет
Даты начала реализации программы:
01.09.2020
Адрес проведения:
181350 г. Остров, улица Большая Пионерская д.6-А
Особые условия участия:

нет

Количество участников:
Планируется реализация с использованием сертификата персонифицированного финансирования:
Нет
Подтверждена для персонифицированного финансирования:
Нет
Преподаватели:
Васильева Фаина Алексеевна

· углубление знаний о происхождении собственных личных имен, фамилий, географических названий;

· развитие творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления.

Получать возможность знать:

· определения понятий «имя», «топоним» «этнография», «этимология», «ономастика», «топонимика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология», «словарь», «справочник», «исконно русские имена», «заимствованные имена», «отчество», «фамилия», «характер», «астрология»;

· значение имен людей, географических названий в истории народов;

· значение имён в жизни человека;

· основные моменты воздействия имени на психику человека;

· группы топонимов;

· происхождение некоторых географических названий;

· отличие понятий «словарь» и «справочник»;

· типы словарей и справочников;

· основные ономастические, топонимические, этимологические словари;

· основные этапы появления имен на Руси;

· толкование основных древнерусских, протестантских имен;

· определения понятий причины заимствования имен;

· влияние революции 1917 года на именование;

· основные этапы европейского имятворчества;

· влияние католической церкви на порядок имянаречения;

· имена из Ветхого и Нового завета;

· влияние Великой французской революции на именование;

· примеры имен-украшений, европейских, восточных имен;

· происхождение своего имени;

· определение понятий грамматический механизм происхождение отчеств и фамилий;

· правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств;

· влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии);

· историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей фамилии;

· значение фамилии для рода и отдельного человека;

· о сакральном значении имени;

· о влиянии имени на характер (с точки зрения психологов и астрологов);

· о воздействии звуковых колебаний имени на характер человека;

· о влиянии имени на наклонности, профессиональные способности человека;

· гипотетическую теорию о соотношении имени с определенным цветом;

· гипотетическую теорию о числовой характеристике имени;

· алгоритм нахождения числа имени, числа судьбы;

· великие имена в истории;

· основные правила склонения имен собственных и фамилий.

Получат возможность:

· давать определения понятиям «имя», «топоним» «этнография», «этимология», «ономастика», «топонимика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология», «словарь», «справочник», «исконно русские имена», «заимствованные имена», «отчество», «фамилия», «характер», «астрология»;

· рассказывать о роли имен людей, географических названий

(топонимов) в истории народов (этнографии);

· рассказывать о значении имён в жизни человека;

· отличать имя собственное от нарицательного;

· различать понятия «психика» и «психология»;

· характеризовать группы топонимов;

· рассказывать о происхождении некоторых географических названий;

· отличать понятия «словарь» и «справочник»;

· пользоваться ономастическими, топонимическими, этимологическими словарями;

· отличать исконно русские имена от заимствованных;

· приводить примеры исконно русских, древнерусских, европейских,

восточных имен, имен-украшений, имен из Ветхого и Нового завета, протестантских имен;

· рассказывать об основных этапах появления имен на Руси и в Европе;

· вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты исследования;

· сочетать имя с отчеством;

· рассказывать о влиянии отчества на характер (с точки зрения психологии и астрологии);

· характеризовать историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей фамилии;

· вести исследовательскую деятельность, презентовать результаты исследования;

· рассказывать гипотетические теории о соотношении имени с определенным цветом, о числовой характеристике имени;

· вычислять число собственного имени и число судьбы;

· устно и письменно изменять личные имена и фамилии

Способы определения результативности

В  качестве главных методов программы избраны методы:

• стилевого подхода,

• творчества,

• системного подхода,

• метод игры,

• наблюдения,

• сравнения.

тетрадь, ручка

Задачи программы:

Обучающие:

· научить детей правилам научно-лингвистического анализа,

· сформировать навыки самостоятельной исследовательской работы и социального опыта.

Развивающие:

· развить универсальные, интеллектуальные умения;

· развивать коммуникативные навыки,

· развитие языкового и эстетического идеала;

Воспитательные:

·  воспитание бережного и уважительного отношения к прошлому своей семьи, фамилии, рода, семейным традициям; воспитание

· любви к русскому языку, его истории;

Отличительные особенности программы заключаются в том, что данный курсе использует различные методы обучения (эвристических, исследовательских) и формы организации занятий (практические, творческие

работы), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Курс имеет большое практическое значение с точки зрения организации индивидуальной работы, повышающей информационную компетентность учеников, ознакомление со способами деятельности, и может быть использован для успешного освоения программы того или иного профиля.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа рассчитана на детей 14-16 лет.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения – 102 часа.

Формы обучения и режим занятий:

· лекции по теории основных разделов содержания курса;

· практические занятия;

· работа с лингвистическими и историческими источниками.

Данная программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю) и предназначен для учащихся старшего звена (9-11 классы), однако программа курса может быть адекватно воспринята и учащимися 7 и 8 классов. Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: литературу, историю, географию, психологию.

компьютер, проектор

Литература для педагога

 

1.Грушко, Е.А. Энциклопедия русских фамилий / Е.А. Грушко, Ю.М.

Медведев. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2.  Зима, Д. Имя и судьба / Д. Зима, Н. Зима. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

 

3.  Никонов, В.А. Краткий топографический словарь / В.А. Никонов. – М.:

Мысль, 1966.

 

4.  Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская. – М.: Просвещение, 1998.

 

5.  Поспелов, Е.М. Школьный топонимический словарь / Е.М. Поспелов. – М.: Просвещение, 1988.

 

6.  Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-

пресс, 2005.

 

7.  Русский язык. 6 класс: программы предметных курсов, конспекты занятий / автор-составитель Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2010.

8.  Семенова, М. Мы - славяне! / М. Семенова. – СПб.: Азбука-классика, 2006.

 

9.  Суперанская, А.В. Современный словарь личных имен: Сравнение. Происхождение. Написание / А.В. Суперанская. – М.: Айрис-Пресс, 2005.

 

10.  Суслова, А.В. О русских именах / А.В. Суслова, А.В. Суперанская. – Л.: Лениздат, 1991.

 

11.  Успенский, Л.В. Ты и твое имя. Рассказы об именах / Л.В. Успенский. – Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1970.

 

Литература для детей

 

1.  Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1990.

2.  Комаров, В. Н. Путь к тайне. Беседа со старшеклассниками. – М., 1990.

3.  Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение,

 

1998. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

 

4.  Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.:

Аванта+, 1998.

 

5.  Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

6.  Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„

 

1990.

7.  Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.— 4-е

изд.— М., 1999.

8.  Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.

9.  Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.

Подгруппы для реализуемой программы
1
от 13 до 15
бюджетное

Васильева Фаина Алексеевна


15
с 01.09.2020 — по 31.05.2021

Открыт


С 16:00:00 по 17:00:00 каждый среда (01.09.2020 - 31.05.2021), с 16:00:00 по 17:00:00 каждый суббота (01.09.2020 - 31.05.2021), с 16:00:00 по 17:00:00 каждый понедельник (01.09.2020 - 31.05.2021)

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Этика"
  2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Кадровый вопрос"
  3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный художник"
  4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я развиваюсь сам"
  5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Уроки здоровья"
  6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Дорога нравственности"
  7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа"Путешествие в страну Этики"
  8. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки " Логанов Д.В.
  9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения "Школа волонтера"
  10. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы"
  11. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы в школе"
  12. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Русский сувенир"
  13. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Белая ладья"
  14. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тропинки к самому себе"
  15. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юность"
  16. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Остров вчера, сегодня, завтра"
  17. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленький город большой России"
  18. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественное слово"
  19. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Проектная деятельность. Школа добрых дел"
  20. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юнармеец"
Оставить отзыв

Отзывы о программе


Отзывов пока нет