"Шахматы"

О программе

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12 2006 г. N 06-1844. В педагогическом процессе богатейший потенциал шахмат – образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный – используется в целях обогащения и развития духовного мира детей. В сферу шахматного образования включено развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала учащихся. Развитие мыслительных способностей связано с совершенствованием умственных возможностей ребят, их умения самостоятельно думать и делать выводы. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахматного образования детей не всегда согласуется с конкретными возможностями самих воспитанников. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовать свои стремления со своими возможностями. Поэтому одна из ведущих задач шахматного объединения заключается в том, чтобы неравенство способностей воспитанников не переживалось детьми как несчастье, не отбивало интереса к познанию, а наоборот – способствовало социализации личности ребенка. В сферу шахматного образования входит развитие у детей способности к управлению собственным поведением и сознанием, преодолению трудностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции поведения. В этом случае мы опираемся на теоретическое положение о том, что «волевая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции. Волевая регуляция является прижизненным образованием, и ее становление включено в процесс общего развития личности, в котором она составляет одну из важнейших сторон» (В.А. Иванников). Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, воспитанники приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудовых ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

Направленность:
Социально-гуманитарная
Профиль:
Социальная адаптация
Детали обучения
Реализуемые уровни образования:
Дополнительное образование детей и взрослых
Формы обучения:
Форма обучения -очная
Язык обучения:
Язык обучения -русский
Для ОВЗ:
Нет
Даты начала реализации программы:
10.09.2020
Финансирование:
бюджетное
Адрес проведения:
182670 г. Дно, ул. Советская, дом 15
Особые условия участия:

Без особых условий

Количество участников:
Планируется реализация с использованием сертификата персонифицированного финансирования:
Нет
Подтверждена для персонифицированного финансирования:
Нет
Полный текст программы доступен по ссылке:
http://wp2.od.pskovedu.ru/download.php?dlpath=/odata/files/DOCUMENTS/FILE/4C24DCD9BD4667EF843DBE6EDC5FD8DD/1AE9A6C3184DD63AD9B6726CD7E9E819&title=%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B.docx
Преподаватели:
Лазутина Любовь Николаевна, педагог дополнительного образования

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы: 1. Образовательные - познакомить с историей шахмат; - дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения. 2. Воспитательные - развитие у детей с ранних лет потребности к труду, к совершенствованию своих творческих возможностей; - развитие сильных сторон характера; - воспитание психологической устойчивости к поражениям, умения бороться с депрессией, «звездной» болезнью и т. п. 3. Развивающие - обучение абстрактно-логическому мышлению; - развитие качеств настоящего спортсмена (воля к победе, уверенность в себе, умение «держать удар»).

К концу обучения по программе дети должны Знать: • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; • правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе; • названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита; • цель игры: мат, пат, ничья; • шахматную нотацию; • абсолютную и относительную ценность фигур; • приёмы и способы матования одинокого короля; • историю возникновения шахматной игры; • правила игры. Уметь: • записывать шахматную партию; • проводить комбинации; • владеть техникой матования одинокого короля; • решать простейшие задачи; • записывать партию до 10-го хода. • приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре; • повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции. • сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); - демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур; - компьютеры с симуляторами игр - таблицы к турнирам; - шахматные часы.

Содержание образовательной программы Сентябрь 1. Первичный инструктаж по технике безопасности. История возникновения шахмат 2 часа (теория/2, практика/0) 2. Рассматриваем доску. Запоминаем фигуры. 2 часа (теория/1, практика/1) 3. Шахматная доска: вертикали, горизонтали и диагонали, обозначение полей. 2 часа (теория/1, практика/1) 4. Правила передвижения фигур с упражнениями (Как Король учил свое войско) 8 часов (теория/4, практика/4) 5. Рокировка и взятие на проходе. 2 часа (теория/1, практика/1) 6. Исход игры: шах, мат, пат, ничья. 2 часа (теория/1, практика/1) 18 часов Октябрь 1. Исход игры: шах, мат, пат, ничья. 2 часа (теория/1, практика/1) 2. Тренировочные партии по учебным позициям. 8 часов (теория/0, практика/8) 3. Линейный мат. 2 часа (теория/1, практика/1) 4. Мат королем и ферзем. 2 часа (теория/1, практика/1) 5. Этика поведения во время партии. 2 часа (теория/1, практика/1) 6. Мат королем и ладьей. 2 часа (теория/1, практика/1) 7. Решение задач на мат в ход. 2 часа (теория/1, практика/1) 8. Запись шахматной партии. 2 часа (теория/1, практика/1) 9. Как проходят соревнования 2 часа (теория/2, практика/0) 10. Игра в турнире. 2 часа (теория/0, практика/2) 11. Разбор партий. 2 часа (теория/2, практика/0) 28 часов Ноябрь 1. Стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Как можно проиграть партию за 2,3,4 хода (Буратино). 4 час (теория/2, практика/2) 2. Разбор этюдов. Упражнения. 4 час (теория/2, практика/2) 3. Про шахматы и про футбол. 8 час (теория/1, практика/1) 4. Сказка про Буратино (продолжение) 6 час (теория/4, практика/2) 5. Как играть по переписке. 2 часа (теория/1, практика/1) 6. Шахматные часы. 2 часа (теория/1, практика/1) 26 часов Декабрь 1. Сказка про Буратино (продолжение). Комбинация. 6 час (теория/2, практика/4) 2. Некоронованные чемпионы (история). Двойной шах. 4 часа (теория/2, практика/2) 3. Игра в турнире. 4 часа (теория/0, практика/4) 4. Некоронованные чемпионы. Спертый мат. 2 часа (теория/1, практика/1) 5.Сказка про Буратино. Вскрытый шах. 2 часа (теория/1, практика/1) 6. Некоронованные чемпионы. Пешечное прикрытие. 2 часа (теория/1, практика/1) 7. Разбор этюдов. Упражнения. 4 час (теория/2, практика/2) 24 часа Январь 1. Некоронованные чемпионы. Мат на последней горизонтали. 2 часа (теория/1, практика/1) 2. Некоронованные чемпионы. Комбинация завлечения 2 часа (теория/1, практика/1) 3. Некоронованные чемпионы. Двойной удар. 2 часа (теория/1, практика/1) 4. Некоронованные чемпионы. Лишняя пешка. 2 часа (теория/1, практика/1) 5. Некоронованные чемпионы. Отвлечение и завлечение. 2 часа (теория/1, практика/1) 6. Некоронованные чемпионы. Эндшпиль. 2 часа (теория/1, практика/1) 7. Некоронованные чемпионы. Недостатки сдвоенной пешки. 2 часа (теория/1, практика/1) 8. Некоронованные чемпионы. Вилка. 2 часа (теория/1, практика/1) 9. Разбор этюдов. Упражнения. 4 часа (теория/2, практика/2) 20 часов Февраль 1. Техника эксплуатации шахматных компьютеров. Игра с компьютером. 4 часа (теория/2, практика/2) 2. Сказка про Буратино. Правило квадрата. 2 часа (теория/1, практика/1) 3. Сказка про Буратино. Цугцванг. 2 часа (теория/1, практика/1) 4. Сказка про Буратино. Разбор этюдов. 4 часа (теория/2, практика/2) 5. Некоронованные чемпионы. Комбинация «рентген». 2 часа (теория/1, практика/1) 6. Некоронованные чемпионы. Освобождение поля, линии или диагонали. 2 часа (теория/1, практика/1) 7. Некоронованные чемпионы. Блокировка 2 часа (теория/1, практика/1) 8. Разбор партий, миниатюр. 6 часов (теория/2, практика/4) 24 часа Март 1. Проведение пешки в ферзя. 2 часа (теория/1, практика/1) 2. Речевая культура при игре в шахматы 2 часа (теория/1, практика/1) 3. Игра с компьютером 6 часов (теория/0, практика/6) 4. Разбор партий учащихся. 2 часа (теория/2, практика/0) 5. Игра на турнире. 18 часов (теория/0, практика/18) 6. Разбор партий учащихся 4 часа (теория/0, практика/4) 24 часа Апрель 1. Дебютные ловушки. 4 часа (теория/2, практика/2) 2. Гамбиты как средство обострения борьбы с начала партии. 6 час. (теория/2, практика/4) 3. Спорт как искусство. 2 часа (теория/1, практика/1) 4. Королевский гамбит. 4 часа (теория/2, практика/2) 5. Игра на турнире. 6 часов (теория/0, практика/6) 6. Разбор партий учащихся. 2 часа (теория/2, практика/0) 26 часов Май 1. Шахматные часы. 2 часа (теория/1, практика/1) 2. Турниры с укороченным контролем времени. Правила. 2 часа (теория/1, практика/1) 3. Игра на турнире. 10 час. (теория/0, практика/10) 4. Разбор партий учащихся. 4 часа (теория/0, практика/4) 5. Игра с компьютером. 4 часа (теория/0, практика/4) 6. Итоговое занятие. Аттестация. 2 часа (теория/0, практика/2) 26 часов ИТОГО: 192 часа

учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Подгруппы для реализуемой программы
Шахматы
от 6 до 14

Лазутина Любовь Николаевна, педагог дополнительного образования


15
с 10.09.2020 — по 31.05.2021

Открыт


10.09.2019 15:10:00 — 10.09.2019 17:30:00
Оставить отзыв

Отзывы о программе


Отзывов пока нет