Основы православной культуры

О программе
Основы православной культуры

 Кружок «Основы православной культуры» имеет духовно-нравственную направленность: обеспечивает духовно-нравственное развитие учащихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям и направляет образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование его социально-ответственного поведения в обществе и в семье. Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. На материале курса «Основы православной культуры» воспитывается уважение к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т. д.

Направленность:
Социально-гуманитарная
Профиль:
Православная культура
Детали обучения
Реализуемые уровни образования:
Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование
Формы обучения:
очная
Язык обучения:
русский язык
Для ОВЗ:
Нет
Финансирование:
бюджетное
Адрес проведения:
181418 п. Белорусский, ул. Школьная, д.10
Количество участников:
Планируется реализация с использованием сертификата персонифицированного финансирования:
Нет
Подтверждена для персонифицированного финансирования:
Нет
Полный текст программы доступен по ссылке:

  http://org167.pskovedu.ru/page/org167_open_data?ID=167&TYPE=soderganie

Преподаватели:
Супева Лидия ФеликсовнаЖурова Татьяна НиколаевнаГригорьева Анастасия Викторовна

Белорусская средняя школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гавровская средняя школа" муниципального образования "Пыталовский район"

Телефон(ы):
8 (81147) 91244
Эл.почта:
org167@pskovedu.ru
Сайт поставщика услуг:
http://org167.pskovedu.ru/
Коротко об ОО:
Русский язык Литературное чтение Родной язык ( русский) Родная литература Литература Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (немецкий) Математика Информатика и ИКТ История Обществознание ОРКСЭ ОДНКНР (интегративный курс в 5 классе) Окружающий мир География Биология Химия Физика Искусство (ИЗО, музыка, МХК) ОБЖ Технология Черчение Физическая культура

  Содействовать духовно-нравственному развитию ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни; 2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства; 3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; 4. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

 

1. Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 1 – 3 классов:

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за

сохранение культурно - исторического наследия России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать

собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с

окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа —

уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися1 - 3 классов:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

–умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

3. Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

–развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками

православной культуры;

–знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей.

–умение соотносить старый и новый стили, знание причины расхождения этих календарей;

–приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

–усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

–приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность.

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

                                          

 

  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Часть I (начальная школа)

«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»'

1 класс

РАЗДЕЛ I. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 33 часа

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» — 4 ч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной  и светской культуре.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» - 5ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

 

Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» - 7ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверскаяикона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении.  Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

 

Тема 4. «НАША РОДИНА» — 11•ч.

Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её гра­ждан. Красота просторов России, её историческое и культур­ное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных соору­жениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории рус­скихкремлей.

      Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России — о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории Рос­сии, о духовном, историческом и культурном единстве Рос­сии. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает че­ловек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество на­рода. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целя­ми, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их посто­янной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как свя­щенном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, пре­подобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культу­ра». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и поня­тий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская зем­ля».

Представление о православии. Влияние православной ве­ры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» — 3 ч.                                                                   \

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в си­лах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

 

Тема 6. «СЕМЬЯ» - 3 ч.

Представление о семейных православных традициях в рус­ской культуре. Традиционное отношение к иконе в правос­лавных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Заключительный урок —1ч.Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  I РАЗДЕЛА  ПРОГРАММЫ 

Основные пособия

   ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 4, М.:  2010.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: I класс. Пособие для учителей.— Изд. 3-е. – М.:2010.

 

 

 

 

2 КЛАСС

 

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» -34 часа

Вводный урок —1ч.История религиозной культуры. Куль­тура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие.

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» 3 ч.

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружаю­щему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление

— настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

 

Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 30 ч.

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение вохрам Пресвятой Богородицы.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.

Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живо­писи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.

Сретение Господне.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение ИоаннаПредтечи. Проповедь Иоанна Предтечи

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.

Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.

Укрощение бури. Хождение Иисуса

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей .

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.

Воскрешение Лазаря

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.

Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.

Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ2 РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ

Основные пособия                                                                                    .

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса. — Изд. 3-е. — М.: 2010. (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ).

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. — Изд. 3-е. — М.: 2010. (Рекомендовано Министерством образования и науки)

 

   ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

Бородина А. В. Основы православной культуры. Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей» - Изд. 5-е. - М.: 2010.

 

3 класс

 

РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ИКОНА И БИБЛИЯ» — 34 часа

 

Тема 1 . «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?»— 2ч.

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раск­рытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.

Как распространялось Евангелие.

 

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7ч.

Библия — Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель.

Язык иконы. Особенности изображения святости. Пред ста вленностьтварного мира в иконе.

Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.       

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.

Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная радость».       

История иконоборчества и иконопочитания.

 

Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6ч.

Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богоро­дицы.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Хрис­това, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Исто­рия и духовный смысл иконы Крестовоздвижения.

 

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» — 18ч.

Повествование о сотворении мира.

Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворе­ниеземли — видимого вещественного мира.

Первые люди. Представление о рае.

Грехопадение. Последствия грехопадения и миссияСпа­сителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.

Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идоло­поклонство.

Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».

Гибель Содома и Гоморры. Солёное море — Мёртвое мо­ре.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.

Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.

Синайское законодательство. Золотой телец. Земдя обетованная.   

Пророк Илия.Ветхозаветные пророки о Мессии.

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульпту­ре, поэзии и музыке.

'

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

3 РАЗДЕЛА  ПРОГРАММЫ

 

Основные пособия

 

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. — Изд. 3,4-е.-М.: 2008, 2009.

Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. — Изд. 2, 3-е. - М.: 2013.

Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. — Изд. 1, 2-е. - М.: 2008, 2009.

 

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. — Изд. 1,2-е.-М.: 2007, 2009.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Т.Н.Кабинетская. Основы православной культуры. Словарь. М., «ФЛИНТА/наука», 2011.

 Вся работа кружковой деятельности построена на тесном контакте с педагогом, родителями, фондом библиотеки Белорусской СШ.  Финансовые вопросы решаются с руководителем Белорусской средней школы филиала МБОУ «Гавровская СШ»,  здесь же решается вопрос и с кадрами.

Подгруппы для реализуемой программы
Основы православной культуры
от 7 до 10

Супева Лидия Феликсовна

Журова Татьяна Николаевна

Григорьева Анастасия Викторовна


22
с 01.09.2020 — по 31.05.2021

Открыт

Оставить отзыв

Отзывы о программе


Отзывов пока нет