Шахматы

О программе
Шахматы

бучение игре в шахматы с  раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Направленность:
Физкультурно-спортивная
Профиль:
Игровые виды спорта
Детали обучения
Язык обучения:
Русский
Для ОВЗ:
Нет
Финансирование:
бюджетное
Адрес проведения:
182620 г. Порхов, ул. Мебельная, д. 7
Количество участников:
Планируется реализация с использованием сертификата персонифицированного финансирования:
Нет
Подтверждена для персонифицированного финансирования:
Нет
Полный текст программы доступен по ссылке:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

К концу первого учебного года обучающиеся должны знать:

1. Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

2. Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. Правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого учебного года дети должны уметь:

1. Ориентироваться на шахматной доске.

2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматных правил.

3. Правильно помещать шахматную доску между партнерами.

4. Правильно расставлять фигуры перед игрой.

5. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

6. Рокировать.

7. Объявлять шах.

8. Ставить мат.

9. Играть шахматную партию с записью и часами.

10. Принять участие в 1-2 спортивном мероприятии внутри группы, внутри детского объединения или городского уровня.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений

правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

II модуль – базовый уровень

К концу учебного года дети должны знать:

1. Чемпионов мира по шахматам.

2. Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение).

3. Принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле

4. Окончания: пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки.

5. Пешечные структуры (слабые и сильные).

6. Хорошие и плохие поля для расположения фигур.

7. Техники матования и тактические ловушки.

8. Правила поведения на шахматном турнире.

К концу учебного года дети должны уметь:

1. Планировать нападения на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.

2. Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

3. Научиться определять последовательность событий в ходе шахматной партии.

4. Научиться выявлять закономерности и проводить аналогии.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в  школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с  раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Данная программа реализуется на базе Центра «Точка Роста» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 Г. Порхова».

Материально-техническое обеспечение

 

  • шахматные доски с набором шахматных фигур

  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

  • шахматные часы

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

Подгруппы для реализуемой программы
Группа №1
от 9 до 13
16
необходимо уточнять отдельно

Открыт

Оставить отзыв

Отзывы о программе


Отзывов пока нет