Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школьная Академия наук "Шанс"

О программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Школьное научное общество старшеклассников «ШАНС»  позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации проектной научно - исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе и сформировать познавательную самостоятельность, так как именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Под проектно - исследовательской деятельностью автор понимает «созидание, обна­ружение, проявление и определение субъекта». (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский).

Направленность:
Естественнонаучная
Профиль:
Экология
Детали обучения
Реализуемые уровни образования:
Программа реализуется на уровне основного общего образования
Формы обучения:
Форма обучения : очное обучение
Язык обучения:
Язык обучения: русский
Для ОВЗ:
Нет
Адрес проведения:
182115 182115, РФ Псковская область город Великие Луки ул. Дружбы д.33/20
Количество участников:
Планируется реализация с использованием сертификата персонифицированного финансирования:
Нет
Подтверждена для персонифицированного финансирования:
Нет
Полный текст программы доступен по ссылке:
Преподаватели:
Бовдуй Татьяна Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №13"

Телефон(ы):
8 (81153) 93929
Эл.почта:
ch13@eduvluki.ru
Сайт поставщика услуг:
http://o43.pskovedu.ru/ http://www.eduvluki.ru/ch13/
Коротко об ОО:
Информация об учебных предметах: 

русский язык, литература, иностранный язык (английский), математика, информатика, история, обществознание, география, биология, экология, химия, физика, изобразительное искусство, искусство, технология, ОБЖ. физическая культура

Познакомить школьников с теорией и практикой организации проектной научно - исследовательской работы, способствовать формированию целостного представления об исследовательской деятельности.

В результате освоения курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» учащимися предполагается освоение ими следующими операционными исследовательскими умениями:

-    умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;

-   умение работать с разными видами источников информации;

-    умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;

-    умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;

-    умение обрабатывать статистические данные;

-    умение обрабатывать компьютерные данные;

 тактическими исследовательскими умениями:

-    умение быстро ориентироваться при поиске информации;

-    умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;

-    умение устанавливать причинно-следственные связи;

-    умение определять объект, предмет исследования;

-    умение выделять цели и задачи;

-    умение выдвигать гипотезу;

-    умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы, находить альтернативные решения;

-    умение проводить мысленный эксперимент;

-    умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;

-    умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.

Наряду с формируемыми операционными и тактическими умениями, реализация программы предполагает формирование стратегических исследовательских умений:

-    умение ориентироваться во всей системе процесса прикладной научной проблемы;

-    умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знаний;

-    умение определять философские и мировоззренческие предпосылки научной проблемы, ее ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме (метафизический горизонт проблемы)

-    умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления.

Оборудование для лабораторных работ.

 

Дополнительная программа разработана на основе:

Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Великие Луки;

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Элективные учебные курсы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.

Школьное научное общество старшеклассников «ШАНС»  позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации проектной научно - исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе и сформировать познавательную самостоятельность, так как именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Под проектно - исследовательской деятельностью автор понимает «созидание, обна­ружение, проявление и определение субъекта». (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский).

Узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе во время урочной системы.

Решение проблемы видится в создании программы Школьного  научного общества старшеклассников «ШАНС»   нацеленной  на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников на основе раскрытия основных характеристик содержания исследования, особенностей его организации и проведения. Программа учитывает изменения, происходящие в современной общеобразовательной  школе, и ориентирована на знакомство учащихся с алгоритмом научного исследования, видами источников информации и разными формами работы с ними, методами исследования, критериями оценки исследовательских работ и докладов, правилами оформления работ, разными формами их представления. Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.

Место проектной деятельности  в учебном плане: проектная и исследовательская деятельность реализуется как  программа дополнительного образования. Программа рассчитана на 1 учебный год – по 4 часа в неделю.

Проектная деятельность охватывает 10 класс. Особенностью проектов на старшей ступени образования является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной и научной  направленностью.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования данными в рекомендациях по организации внеурочной деятельности учащихся.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно - исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Количество часов - 156  (4 часа в неделю), срок реализации 1 год.

 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации проектной научно - исследовательской работы, способствовать формированию целостного представления об исследовательской деятельности.

Задачи курса:

ü    систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;

ü    сформировать основы практических умений организации научно - исследовательской работы;

ü    развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;

ü    совершенствовать умение поиска информации из разных источников;

ü    формировать культуру публичного выступления;

ü    оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ, проектов и подготовке выступлений на  научно - практических конференциях;

ü    совершенствовать общественно – практическую активность учащихся;

ü    способствовать развитию творческой активности личности учащихся;

ü    содействие профессиональному самоопределению учащихся.

Достижение поставленных целей и задач основывается на следующих принципах.

 

Принцип иерархичности. В зависимости от личностных качеств учащегося, степени сформированности у него исследовательских умений, а также условий проведения исследования, учебная исследовательская деятельность может осуществляться на разных уровнях иерархии:

ü     операционном – учащийся выполняет в исследовании лишь отдельные технологические операции (подбор литературы, использование эмпирических методов исследования и т.д.)

ü     тактическом – учащийся самостоятельно проводит исследование от начала и до конца, успешно используя всю совокупность имеющихся средств и способов;

ü     стратегическом – учащийся, овладев операционным и тактическим уровнями проведения исследования, может ориентироваться во всей системе процесса решения прикладной научной проблемы, самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности и т.д.

 Принцип целостности учебного исследования. Целостной считается такая деятельность, которая включает все ее компоненты в их единстве.

Принцип самоорганизации учебно - исследовательской работы предполагает способность учащегося организовать свою деятельность как систему, самостоятельно поставить цель, спланировать содержание, этапы исследования, принимать решения и быть ответственным за них, критично оценивать результаты своего труда.

Принцип сотрудничества. Этот принцип предполагает совместную деятельность юного исследователя и руководителя, в результате которой они получают или самоценное научное знание, или возникает новое качество уже известного научного знания. При этом также происходит не только прямая передача информации от субъекта-педагога (более информированного) – к субъекту-ученику, но возникает и обратная информационная связь: от ученика-исследователя к педагогу-руководителю. Подобный уровень сотрудничества позволяет учащемуся выйти на функциональную позицию «коллега». Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнеры работают на равных и уважительно относятся к «научной» позиции друг друга, создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и результаты его самореализации.

Принцип продуктивности исследовательской деятельности, главным ориентиром которой должно быть личное образовательное приращение учащегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе создания внешнего продукта  –  исследовательской работы – у учащегося происходит формирование и развитие внутренних исследовательских умений и способностей.

Принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии. Исследовательская деятельность сопровождается ее рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Проводя исследование, учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей работы. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении с педагогом, конкретизируются в дальнейшем развитии проектов. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.

Данные принципы могут быть реализованы  при наличии следующих условий:

ü    учебно-исследовательские умения формируются не только на операционном уровне, но и на тактическом и стратегическом уровнях также;

ü    формирование потребности личности учащегося в саморазвитии волевой, интеллектуальной эмоциональной сфер, в самообразовании.

ü    Основным механизмом формирования учебных исследовательских умений является реализация системы упражнений:

ü    вводные, подготовительные, пробные и тренировочные упражнения – для формирования  операционных умений;

ü    творческие упражнения – для формирования тактических умений;

ü    учебно-исследовательская работа – для формирования стратегических умений.

Ведущие формы и методы организации учебных занятий:

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

ü    рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

ü    целеполагать (ставить и удерживать цели);

ü    планировать (составлять план своей деятельности);

ü    моделировать (представлять способ действия в виде модели - схемы, выделяя всё существенное и главное);

ü    проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

ü    вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Реализация программы предполагает использование следующих методов:

На теоретических занятиях:

ü    словесные (лекции, беседы);

ü    наблюдения;

ü    метод проблемного обучения;

ü    проектно - конструкторские;

ü    исследовательские.

На практических занятиях:

ü    словесные (беседа, диалог, объяснении, консультация, дискуссия,  конференция);

ü    разные виды письменных работ (составление конспектов, тезисов, докладов, рефератов, аннотаций, рецензий, эссе, исследовательских и проектных работ и т.д.);

ü    графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, составление структурно-логических схем);

ü    наблюдение;

ü    метод проблемного обучения;

ü    проектные методы (разработка проектов, построение гипотез, моделирование ситуаций и т.д.);

ü    исследовательские (лабораторные и экспериментальные занятия).

Учитель организует работу над проектами поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом разбивается на пять этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключённая в ней и осознанная человеком, — поиск способов разрешения проблемы — решение.

В программу включены практические занятия.

Формы работы:

1)                 Аудиторная (коллективная). Проводится в форме лекционных, семинарских, практических занятий;

2)                 Самостоятельная работа. Реализуется учащимися во время выполнения домашних заданий, чтения литературы, составления конспектов, работы с рабочими картами, подбора библиографии по теме исследования, работы над текстом исследования, оформления проекта.

3)                 Экскурсионная. Посещение местных учебных заведений и научных лабораторий.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» учащимися предполагается освоение ими следующими операционными исследовательскими умениями:

ü    умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;

ü    умение работать с разными видами источников информации;

ü    умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;

ü    умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;

ü    умение обрабатывать статистические данные;

ü    умение обрабатывать компьютерные данные;

 тактическими исследовательскими умениями:

ü    умение быстро ориентироваться при поиске информации;

ü    умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;

ü    умение устанавливать причинно-следственные связи;

ü    умение определять объект, предмет исследования;

ü    умение выделять цели и задачи;

ü    умение выдвигать гипотезу;

ü    умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы, находить альтернативные решения;

ü    умение проводить мысленный эксперимент;

ü    умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;

ü    умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.

Наряду с формируемыми операционными и тактическими умениями, реализация программы предполагает формирование стратегических исследовательских умений:

ü    умение ориентироваться во всей системе процесса прикладной научной проблемы;

ü    умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знаний;

ü    умение определять философские и мировоззренческие предпосылки научной проблемы, ее ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме (метафизический горизонт проблемы)

ü    умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления.

Основные формы контроля (измерители обученности):

1.                  создание мини – проекта, исследования по проблеме.

2.                  творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)

3.                  выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;

Итогом изучения курса  является защита проектной работы, представление на школьном, региональном, российском уровне.

Реализация целей и задач осуществляется следующими условиями работы:

1. Материальные условия:

- наличие помещения для проведения дискуссий, лекций, семинарских занятий, практических и творческих занятий;

- технические средства (компьютерный класс, аудио - и видео -  материалы, доступ в Интернет и т. д.).

2. Организационные условия:

- создание программы курса;

- проведение дополнительных занятий по развитию речи с учителями русского языка и литературы;

- осуществление индивидуального контроля;

- организация экскурсионной деятельности участников ШАНСа;

- организация и проведение школьных научно – практических конференций.

3. Психологические условия:

- создание условий работы, в которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения.

Критерии сформированности учебных исследовательских умений.

Критерием сформированности у старшеклассников учебных исследовательских умений может служить успешность выполнения ими соответствующих упражнений:

ü    операционный уровень – успешность выполнения учащимися вводных, подготовительных, пробных и тренировочных упражнений;

ü    тактический уровень – успешность выполнения учащимися творческих упражнений;

ü    стратегический уровень – успешность выполнения учащимися учебных исследовательских работ.

 

Успешность освоения программы ШАНСа  определяется четырьмя уровнями:

Ниже репродуктивного уровня (отметка «2») - проектно – исследовательские умения не сформированы, отсутствует мотивация к созданию проектно- исследовательской работы, учащийся не посещал более 50 % занятий.

Репродуктивно-стереотипный (низкий – отметка «3») – проект или исследование выполняется учащимся по аналогии с ранее освоенными алгоритмами размышлений, деятельности, общения. Учащийся  постоянно обращается к преподавателю за подробным разъяснением требований исследовательской задачи, алгоритма деятельности, стремятся к получению «быстрого результата» с наименьшими интеллектуальными затратами. Учащийся не стремится к овладению культурой учебного исследования, а, следовательно, к совершенствованию личностной культуры в целом.

Адаптационный (средний – отметка «4») – проект или исследование выполнено полностью, но при помощи руководителя. Учащийся выполняет учебное исследование на основе разработанного преподавателем алгоритма. Этот уровень также предполагает отсутствие  устойчивого стремления к личностно-ценностному самоопределению и самореализации в учебно-исследовательской деятельности, заинтересованному освоению ее культурологических аспектов.

Творчески-рефлексивный (высокий – отметка «5») – проект или исследование выполнено учащимися полностью и самостоятельно. Учащийся, актуализируя свой личностно-ценностный, креативный потенциал, вычленяет суть проблемы, моделирует исследовательскую ситуацию и вариативные способы ее разрешения. Используя рефлексию, учащийся критически анализирует достижения осуществленной деятельности, особенно в плане интеллектуального, культурно-научного развития, вычленяет барьеры, препятствующие им.

Примеры тем проектно-исследовательских работ старшеклассников, носящих междисциплинарный характер

Биология–экономика

Экономические основы медицинского обслуживания населения (на примере медицинских центров Санкт-Петербурга).

Биология–химия

1. Химия созидающая и разрушающая организм человека (на примере наркотических средств).

2. Нарушение физико-химических свойств клетки при инфицировании организма вирусом ВИЧ.

3. Инфекционные заболевания, их особенности, влияние на организм (на примере лептоспироза).

4. Реакция организма человека на фармацевтические средства, используемые в современной стоматологии.

Биология–информатика

1. Изменение численности в биологических сообществах. Система уравнений «хищник–жертва».

2. История внедрения и перспективы применения компьютерных технологий в современной медицинской науке и практике.

Физика–биология

Влияние электромагнитных волн на живые организмы.

оснащенный кабинет биологии и экологии

Подгруппы для реализуемой программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школьная Академия наук "Шанс"
от 16 до 18
бюджетное

Бовдуй Татьяна Владимировна


182115 Псковская обл. г. Великие Луки ул. Дружбы д. 33/20
15
с 02.09.2020 — по 26.05.2021

Открыт

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы"
  2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол для всех"
  3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Республика "МЫ"
  4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ВСК "Ирбис"
  5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ОФП. Легкая атлетика"
  6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир через объектив"
  7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Изостудия "Мир в красках"
  8. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ОчУмелые ручки"
  9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок"
  10. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ОФП. Спортивные игры"
  11. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорящие пальчики"
  12. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Оригами для малышей"
Оставить отзыв

Отзывы о программе


Отзывов пока нет