Юный экскурсовод

О программе
Юный экскурсовод

Программа предполагает не только обучение теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в практическую музейно-краеведческую деятельность.

Направленность:
Социально-гуманитарная
Профиль:
Школьный музей
Детали обучения
Язык обучения:
русский
Для ОВЗ:
Нет
Даты начала реализации программы:
02.09.2019
Финансирование:
бюджетное
Адрес проведения:
180565 Псковская область Псковский район д. Кирово ул. Центральная
Количество участников:
Планируется реализация с использованием сертификата персонифицированного финансирования:
Да
Подтверждена для персонифицированного финансирования:
Нет
Преподаватели:
Яковлева Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Создать условия для усвоения школьниками первоначальных знаний об организации и ведении музейного дела, подготовка  музейных экскурсоводов.

. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

·         приобретение практических навыков поведения в природе;

·         активная жизненная позиция детей;

·         экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

·         разумное отношение к своему здоровью;

·         сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

·         способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

·         направленность личности в профессиональном выборе;

·         сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

·         выбор личных, жизненных приоритетов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта знакомства с историей Псковского края
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • хранить старинные семейные вещи;

Предметные результаты

·        Формирование знания основ народной жизни;

·        воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»,

·        Применение знаний по истории и культуре родного края  на уроках истории, литературы, географии;

·        развитие и укрепление  чувства любви к родному краю;

·        знакомство с родным краем,  понимание особенности народной культуры.

   Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по музееведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

       Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном мире является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка гражданина страны рассматривается как одно из главных задач деятельности музея. 

Рабочая программа по экскурсионной деятельности для 5-11 классов составлена с учётом нормативных документов.

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

3.     Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

Рабочая программа составлении на основе Программа краеведческого кружка « Школьный музей» . Руководитель:  Емельянова Юлия Васильевна

Направленность: туристско-краеведческая.

Новизна программы состоит в преемственности содержания уроков истории и внеурочной деятельности. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов как история, география, информатика, МХК и др. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое и физическое

Актуальность: в рамках введения  школа рассматривается как фундамент гражданского общества. «Концепция духовно- нравственного воспитания» задает параметры ценностных ориентиров, одними из  которых являются патриотизм и гражданственность ( любовь к Родине, своему народу, малой Родине, служение Отечеству)ФГОС  нового поколения.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что уровень и особенности развития ребенка определяются не только и не сколько физиологической основой, но и конкретно- историческими условиями, в которых он воспитывается. Программа предполагает не только обучение теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в практическую музейно-краеведческую деятельность.

Цель деятельности: создать условия для усвоения школьниками первоначальных знаний об организации и ведении музейного дела, подготовка  музейных экскурсоводов.

Задачи:

·                     Способствовать ранней профилизации учащихся

·                      Познакомить с основами музейного дела и экскурсионной деятельности

·                     Научить приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсоводов

·                     Воспитывать уважение к отечественной истории, чувство патриотизма

·                     Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами

·                     Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся

·                     Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям

·                     Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц

  Пути достижения результатов:

1.     Обучение детей на кружке «Юный экскурсовод»  в краеведческом музее школы «Русская изба».

2.     Проведение обзорных и тематических экскурсий в музее.

3.     Систематизация материала, собранного во время исследовательской деятельности.

4.     Подготовка материалов для проведения классных, общешкольных, местных мероприятий.

5.     Организация экскурсий  по родному селу, краю, области.

6.     Посещение экскурсий в музеях района, области.

  Формы и методы работы:

  Лекции

   Беседы

Мастер-класс

 Практические занятия:

- прослушивание экскурсий

- подготовка докладов, выступлений, презентаций

- проведение анкетирования, опросов

- обработка результатов, оформление отчетов

-атрибутирование музейных предметов

- проведение самостоятельных экскурсий в музее

 Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, выход на маршрут, замеры на маршруте и опрос населения, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий и оформления экспозиций музея.

   Работа в локальной сети «Интернет», электронными пособиями, энциклопедиями, учебниками. 

Занятия  экскурсоводов  проходит непосредст­венно в музее и кабинете истории. Руководитель музея  и руководитель кружка выступает непосредственно в качестве педагога.     На занятиях заслушиваются сообщения уче­ников о выполнении поисковых заданий, проводится об­мен мнениями, организуются индивидуальные и груп­повые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность - составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам села.

Программа и организация занятий по­зволяет провести хорошую первоначальную подготовку юного музееведа «широкого профиля» и вместе с тем создать прочную основу для дальнейшей специализации различных групп музейного актива: юных следопытов, экскурсоводов, хранителей фондов, экспозиционеров, оформителей и т. д.

Отличительные особенности данной программы. Одно из условий успешной организации и деятельно­сти  музея - преемственность в работе его экскурсоводов. Она обеспечивается тем, что в его состав включа­ются учащиеся различных возрастных групп. Ученики со­обща, совместно участвуют в выполнении различных за­даний по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подго­товке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому вре­мени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом.

Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий экскурсоводов  музея с ученическими органи­зациями школы, общественными учреждениями и организациями.

Каждый учащийся, причастный к организации музея,  систематически расширяет свои зна­ния по основам наук, связанным с профилем музея, углуб­ленно изучает вопросы и проблемы, над которыми он не­посредственно работает в музее, овладевает навыками ис­следовательской и музейной работы.

      Данная программа краеведческого кружка «Юный экскурсовод» является составной частью общей программы  деятельности Краеведческого музея «Русская изба» МБОУ « Москвинская средняя общеобразовательная школа» Псковского района. Программа предназначена учащихся уровня основного общего образования  (5 -11 классы) в качестве дополнительного образования, интересующихся историей родного края. Возраст обучающихся 9 -17 лет.

 Сроки и этапы реализации программы:

Программа имеет историко- краеведческую направленность, рассчитана на 2 года обучения: 4 часа в неделю, 148 часов в 1-й год, 152 часа во второй год, всего- 300 часов. Первый год обучения предусматривает изучение музейного дела, школьного музея «Русская изба» и проведение экскурсий по музейным экспонатам. Второй год обучения предусматривает формирование умений по оформлению тематических выставок, разработку экскурсий, ведение интервьюирования, написанию и оформлению исследовательских работ, их защита перед публикой

На теоретическую часть отводится не более 40% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе

Формы и режимы занятий

Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра проблемное обучение; проектные методы в обучении; здоровьесберегающие технологии; использование исследовательского метода в обучении; информационно-коммуникационные технологии; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

                                   Характер занятий:

- Вводное занятие. Инструктаж.                                                                         

- Изучение истории своего края.

     - Походы с целью сбора экспонатов и материалов

     по заданной краеведческой теме.

     -  Обучение исследовательской деятельности.                                     

           -  Проведение массовых мероприятий

            - Изучение национального фольклора

            - просмотр видеофильмов

            - экскурсии

             - создание фотовыставок и фотоальбомов 

На теоретическую часть отводится не более 40% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

·         приобретение практических навыков поведения в природе;

·         активная жизненная позиция детей;

·         экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

·         разумное отношение к своему здоровью;

·         сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

·         способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

·         направленность личности в профессиональном выборе;

·         сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

·         выбор личных, жизненных приоритетов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта знакомства с историей Псковского края
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • хранить старинные семейные вещи;

Предметные результаты

·        Формирование знания основ народной жизни;

·        воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»,

·        Применение знаний по истории и культуре родного края  на уроках истории, литературы, географии;

·        развитие и укрепление  чувства любви к родному краю;

·        знакомство с родным краем,  понимание особенности народной культуры.

Формы  подведения итогов реализации программы

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

-беседа по пройденному материалу;

-  самостоятельная работа;

-  выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

-  анализ проделанной работы;

-  участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

Занятия проводятся в классе, музее, архивах. библиотеках.

Подгруппы для реализуемой программы
Юный экскурсовод
от 9 до 17

Яковлева Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.


15
с 02.09.2019 — по 31.05.2020

Открыт

  1. Многоцветье
  2. Глобус
  3. Палитра
  4. "Ассорти" танцевальный
  5. "Дружба" танцевальный
  6. Юные футболисты
  7. Здоровье
  8. Экология и мы
  9. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГОИСКУССТВА
  10. Вокал
  11. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по фортепиано
  12. Легкая атлетика
  13. Экология живых организмов
  14. Солнечные зайчики
  15. Волшебная кисточка
  16. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
  17. Чудеса рукоделия
  18. ОФП
  19. Волейбол
  20. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Сольное пение.»
  21. Золотая ниточка
  22. Волшебная кисть
  23. Мой первый робот
  24. Музейное дело
  25. Маленький скульптор
  26. Лаборатория творческих фантазий
  27. Мастерилки
  28. Мир красок
  29. Фантазеры
  30. Самбо
  31. Театральный
  32. Вымпел
  33. Русская культура
  34. Веселые нотки
  35. Юный краевед
  36. Техника бумажная
  37. Спортивные игры (волейбол, баскетбол)
  38. Родное слово
  39. Кикбоксинг
  40. В ритме танца
  41. Взлёт
  42. Юный исследователь
  43. Мелодика
  44. Робототехника
  45. дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» Специальность (баян аккордеон)
  46. Мир естественных наук
  47. Легкая атлетика
  48. Цветная радуга
  49. Соломка
  50. Терра Инкогнито
  51. Культура здоровья человека
  52. Студия вокального пения
  53. Баскетбол
  54. Мягкая игрушка
  55. Волейбол
  56. Туризм
  57. Юные футболисты
  58. Спортивные игры
  59. танцевальный
  60. Подвижные игры
  61. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
  62. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
  63. Футбол
  64. В гостях у сказки
  65. Спортивные и подвижные игры
  66. Планета поделок
  67. Баскетбол
  68. Моя малая Родина
  69. Пушкинский клуб
  70. Рукоделкино
  71. Легкая атлетика
  72. Экологический кружок
  73. Тюбик
  74. Шерстяная акварель
  75. Объектив
  76. Свирельки
  77. Вдохновение
  78. Мир вокруг нас
  79. Акварелька
  80. Лучики солнца
  81. Акварель
  82. Веселая палитра
  83. Бумажные фантазии
Оставить отзыв

Отзывы о программе


Отзывов пока нет