ДООП "Здоровое поколение"

О программе
ДООП

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлением государственной политики в области образования на сохранение здоровья обучающихся. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного общества и требование к сохранению здоровья обучающихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам  дополнительного образования. 

Направленность:
Социально-гуманитарная
Профиль:
Волонтерская работа
Детали обучения
Формы обучения:
Очная, дистанционная
Язык обучения:
Русский
Для ОВЗ:
Нет
Даты начала реализации программы:
01.09.2020
Адрес проведения:
182330 Псковкая обл. г. Опочка ул. Кутузова д. 4/87
Количество участников:
Планируется реализация с использованием сертификата персонифицированного финансирования:
Нет
Подтверждена для персонифицированного финансирования:
Нет
Преподаватели:
Константинова Светлана Михайловна

Цель программы:

 

- Содействие формированию основ здорового образа жизни обучающихся, выработке  мотивации к здоровым потребностям, практическому применению методов оздоровления.

 

Результаты освоения курса

Предметные результаты:

1.Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.

2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;

3.Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;

4.Влияние факторов риска на здоровье человека;

5.Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;

6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.

9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;

10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);

11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей ;

12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;


Метапредметные результаты:

1. Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми

2. Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье

3. Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность

4. Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.

5. Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Личностные результаты:

1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека

2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.

3. Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

 

                                                     

Прогнозируемые результаты:

 

- Достижение  стабильных качественных показателей оздоровительной работы с обучающимися в объединении;

 - освоение обучающимися программы на определенном уровне проблемно-поисковом, исследовательском)

 - создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья  обучающихся;

- сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества;

- повышение мотивации обучающихся  к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокуᴩᴇʜия, алкᴏᴦᴏлизма, использование ПАВ.

 

Способы отслеживания результатов:

- Традиционные диагностические методы: 

наблюдение, опросы устные (беседа, собеседование) и письменные (анкеты, мониторинги, рефлексивный анализ, тестирование).

- Нетрадиционные: создание портфолио и защита проектов, викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, социальные проекты.

 

В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей и подростков, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим ценить, беречь и укреплять здоровье своих воспитанников, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

       Осведомленность подрастающего поколения о здоровом образе жизни сводится к примитивному определению здоровья как отсутствие болезней.
 Именно забота о человеческом здоровье и просвещение молодого поколения - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте физических и духовных сил организма молодого представителя нашего общества..

      Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность. Для того, чтобы формировать систему здорового образа жизни, необходимо знать основные факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом.

         Здоровый образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения молодого человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что он даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

     Здоровый образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения молодого человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что он даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья, он должен стать потребностью каждого молодого гражданина нашего государства. В системе жизненных ценностей на первом месте у представителей молодого поколения должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Направления модернизации российского образования должно обеспечивать валеологическое воспитание обучающихся, именно во внеурочной деятельности, опираясь на государственные образовательные стандарты нового поколения.

  Знания и умения, помогут учащимся сохранить и укрепить здоровье, научиться следить за своим здоровьем и здоровьем своих близких , это и предполагает один из воспитательных результатов развития социально-значимых качеств личности во владении социальными компетенциями, необходимыми для воспитания и развития гармонично развитой личности.

 Результаты проведенных в 2011 году профилактических осмотров показывают снижение количества детей, отнесенных к первой группе здоровья (2011 год - 19,8 % детей отнесены к первой группе здоровья, 2010 год - 22,4 %,   2009 год - 22,9 %).

  При оценке влияния образовательного процесса на здоровье подростков отмечено ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата и сенсорных органов (зрение, слух).Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлением государственной политики в области образования на сохранение здоровья обучающихся. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного общества и требование к сохранению здоровья обучающихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам  дополнительного образования. 

   Все это обусловило необходимость разработки данной программы и подчеркнуло ее актуальность и педагогическую целесообразность.

 

      Отличительные особенности и новизна программы:

 

1.     Организация образовательной деятельности обучающихся строится на основе валеологически структурированного занятия, что дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

 

2.     Методика работы по программе позволяет творчески подходить к вопросам образования и оздоровления обучающихся, открывает широкий простор для инновационной деятельности. Усвоение, осмысление и применение знаний, выработка навыков гигиенического, безопасного, здоровьесберегающего поведения обеспечивается разнообразием методов и приемов организации образовательно-оздоровительного процессов ходе выполнения программы.

 

3.     В программе  большое внимание уделяется реализации воспитательного компонента программы, что создает благоприятную психоэмоциональную среду, способствует не только психологическому оздоровлению, но и формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни у обучающихся.

                                                  

4.     Содержание учебно-тематического плана программы  включает не только типичные разделы, касающиеся освещения вопросов здоровья и здорового образа жизни, но и  межпредметные связи,  которые  дополняют и обогащают программу ( «Психологический мониторинг состояния здоровья», «Профилактика стрессовых ситуаций» , «Педагогические методы самооценки здоровья», «Самопознание через ощущение, чувство , образ», «Проектировочная деятельность»).

 

5.     В рамках профильного содержания дополнительно предлагается раздел «Здоровьсберегающий мониторинг», т.к. сегодня необходимо уделять особое внимание отслеживанию состояния здоровья подрастающего поколения и их склонности к проявлению негативного воздействия вредных привычек.

 

Цель программы:

 

- Содействие формированию основ здорового образа жизни обучающихся, выработке  мотивации к здоровым потребностям, практическому применению методов оздоровления.

 

Задачи:

 

Обучающие задачи:

- формирование знаний и умений о способах укрепления здоровья и навыках здорового образа жизни;

- содействие формированию умений и навыков сознательно, вариативно, творчески использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, пополняя свой жизненный опыт;

Развивающие задачи:

- создание эффективного развивающего, оздоровительного и воспитательного пространства;

- развитие у обучающихся активного познавательного интереса к занятиям по организации здорового образа жизни;

- стимулирование потребности в здоровом образе жизни.

 

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры здоровья, потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии, а также воспитание ответственности за свое здоровье.

Оздоровительные задачи:                               

- улучшение показателей физического развития и улучшение общего самочувствия.

 

Срок реализации данной образовательной программы -2 года. Общее количество часов – 288. Программа предназначена для работы с обучающимися – 12-16 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

 

Формы учебных занятий: по структуре - традиционные, нетрадиционные, комбинированные; по  приоритетным целям (обучающие, воспитывающие, развивающие); по организационным формам (коллективные, групповые, бинарные, индивидуальные) (подробно в разделе № 4).

 

Методологические  и теоретические основам  программы:

 

- гуманистические основы педагогики и психологии (Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А., Корчак Я., Маслоу А., Роджерс К и др.);

- современные концепции воспитания (Бондаревская Е.В., Байбородова Л.В., Рожков М.И., Газман О.С., Таланчук Н.М., Щуркова Н.Е. и др.);

 - теории формирования индивидуального физического здоровья(И.А.Аршавский.,Н.М.Амосов и др.);

- технологии педагогики здоровья (О.А.Шклярова.,Л.М.Сураева).

 

 Методическое обеспечение программы:

- создание банка здоровьесберегающих педагогических технологий;

- разработка методических рекомендаций, дидактических материалов по вопросам здоровья и здорового образа жизни;

- воспитание культурно-гигиенических навыков у обучающихся (методические наработки  творческих групп обучающихся и педагога).

 

 

 

 

Основные понятия реализуемой программы:

 

Здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

Психологическое здоровье - высокий уровень социально-психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими и субъективным ощущением психологического комфорта.

Духовно-нравственное здоровье – состояние души, при котором нравственные качества преобладают над материальными потребностями, в сочетании с поведением, руководствующимся этическими нормами общества.

Превентивное обучение и воспитание - предупреждение отклоняющего поведения посредством формирования личной ответственности обучающегося за свои поступки и здоровье, с целью научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих

Здоровый образ жизни – это:

- поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья;

- активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья;

- целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма»;

- типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

Здоровьесберегающее пространство-позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которая способствует сохранению и повышению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)-это:

- программы и методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

- качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье обучающихся;

- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

-технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающая педагогика:

- педагогическая система, основанная  на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо  воспитать у учащихся и реализовать в учебно-воспитательном процессе; 

- о бразовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей;

- область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.

Культура здоровья - степень совершенства, достигаемая  в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды − с другой.

Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Индивидуальность – это неповторимая система психологических характерологических особенностей человека (темперамент, стиль общения, ведущие черты характера, способности, специфичность психических процессов), определяющая его, как уникального человека со своеобразным стилем поведения.

 Психология здоровья – это теория и практика предупреждения различных психических и психосома­тических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жиз­нью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути.

Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.

Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Здоровьесберегающие технологии, на которых основывается программа:

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового  тренированного человека от физически немощного.

3Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

-  организационно-педагогические технологии (ОПТ),

определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих  предотвращению  состояния  переутомления, гиподинамии  и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ПИТ),

связанные с непосредственной  работой педагога,  воздействием,  которое  он оказывает все 40 минут на своих обучающихся во время занятий. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-  учебно-воспитательные  технологии  (УВТ), 

которые  включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной   работы.

-  социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии- (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие  формирование  и укрепление  психологического  здоровья  обучающихся, повышение  ресурсов психологической адаптации личности.

 

 

 Основные принципы, предъявляемые к разработке программы

 

- Принцип гуманизации. Усиление внимания к личности каждого обучающегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

 

- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося.

 

- Принцип объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий, в том числе здоровьесберегающих.

 

- Принцип оптимизации: выбор наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий.

 

- Принцип комплексности :в проведении работы по формированию привычки к здоровому у образу жизни должны участвовать все участники образовательного процесса.

- Принцип социализации: создание благоприятного социума для профилактики употребления наркотиков, табакокурения, алкоголя среди обучающихся.

 

Основные направления работы по реализации программы:

 

-      Просветительское - предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, проводимая в учебных заведениях города и района.

-   Психолого - педагогическое предполагает, прежде всего, использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации  просветительской деятельности с обучающимися.

 -        Спортивно-оздоровительное  предполагает организацию спортивных мероприятий обучающимися  с целью профилактики заболеваний и приобщение учащейся молодежи и детей к здоровому досугу.

 

 Основные направления программы:

 

- Создание банка данных о состоянии психического, физического, нравственного здоровья обучающихся, системный анализ здоровья обучающихся с целью последующей адекватной медико-психолого-педагогической коррекции;

- реабилитация психофизической работоспособности обучающихся и организация здорового образа жизни;

-  распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения в качестве партнерского взаимодействия объединения с образовательными учреждениями;

- внедрение инновационных оздоровительных технологий в работу образовательных учреждений с помощью социального проектирования;

- проведение мониторингов  по стандартной оценке качества жизни учащихся, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты.

 

Организация воспитательной и просветительской работы объединения:

 

1. Проведение тематических классных часов, мониторингов, тренингов, круглых столов, практических занятий в сенсорной комнате, акций в учебных заведениях и дошкольных образовательных учреждениях города и района.

2. Ведение просветительской деятельности в средствах массовой информации (подготовка цикла  статей и публикаций по материалам проведенных акций, выпуск санитарных бюллетеней и листков здоровья) и рекламной (об образовательном заведении).

3. Создание выставок с использованием информации о здоровом образе жизни.

4.  Организация и проведение профилактической работы с родителями Организация родительского всеобуча: «Домашний режим школьника», «Закаливание», «Безопасность при работе с компьютером», «Магия голубого экрана».

 5. Проведение конференций, лекториев, викторин для учащихся школ города и района на валеологические темы; проведение инструктажей по технике безопасности во время учебных занятий и летней практики.

Картотеки,  плакаты, проекты.

Подгруппы для реализуемой программы
ДООП "Здоровое поколение" группа №3
от 15 до 17

Константинова Светлана Михайловна


15
с 01.10.2020 — по 31.05.2021

Открыт

ДООП "Здоровое поколение" группа №2
от 15 до 17

Константинова Светлана Михайловна


15
с 01.09.2020 — по 31.05.2021

Открыт

ДООП "Здоровое поколение" группа №1
от 15 до 17

Константинова Светлана Михайловна


15
с 01.09.2020 — по 29.05.2020

Открыт

ДООП "Здоровое поколение" группа №4
от 15 до 17

Константинова Светлана Михайловна


15
с 01.09.2020 — по 31.05.2021

Открыт

Оставить отзыв

Отзывы о программе


Отзывов пока нет